https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/issue/feedНаучно-практический журнал MUSEUM.KZ2024-09-30T19:01:47+05:00Харипова Рашида Еримовнаrashida-75@mail.ruOpen Journal Systems<p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p>https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/92КЛАД САСАНИДСКИХ МОНЕТ ИЗ КАЙНАРБУЛАКА (БЛИЗ ШЫМКЕНТА, ЮЖНЫЙ КАЗАХСТАН)2024-09-30T11:34:14+05:00Крибб Джоjoecribb@btinternet.com Павел Петровppn2022@yandex.ru<p><strong>Аннотация.</strong> Находка клада серебряных драхм сасанидского императора Пероза, 457-484 гг. н.э. с надчеканами, в ходе археологического осмотра памятника в Кайнарбулаке (в ближайшей округе г. Шымкент), открывает новый взгляд на монетное обращение в регионе. На одну из монет была нанесена тамга, принадлежавшая каганату тюргешей, и датируемая VIII в.н.э., что позволяет предположить, что остальные монеты клада находились в обращении даже три столетия после их изготовления. Это также расширяет наше понимание обращения монет Пероза и их имитаций не только в Центральной Азии, но и за ее пределами, в Китае и Южной Азии. Цель этой статьи – изучить монеты из этого клада и исправить некоторые недоразумения, связанные с их отличительными знаками.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/93АРХИТЕКТУРНОЕ ДЕКОРИРОВАНИЕ ХУМОВ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КАВАТ-КАЛЫ2024-09-30T11:41:30+05:00 Октябрь Доспановoktyabrd@ gmail.com<p><strong>Аннотация:</strong> Статья посвящена изучению керамического производства в средневековом Правобережном Хорезме. Однако на данном этапе внимание сосредоточено на архитектурном декоре отдельных находок из усадьбы № 2 Кават-калы, среди которых хумы, как материалы бытового назначения, имеют различные декоративные элементы. Имеющиеся в нашем случае материалы нельзя отнести к широко распространённым с точки зрения орнамента и отделки. Некоторые сходства в декоре встречаются среди керамических (кашинных) изделий золотоордынского периода и характерны только для поливной керамики XIII-XIV вв. Однако имеющиеся сведения археологических раскопок на Кават-кале позволяют судить о наиболее развитых формах гончарного производства в IX-XII вв.</p> <p>Также в статье рассматриваются общие черты культурных связей в земледелии древнего и средневекового периода определены культуры народов, населяющих это поселение, и ремесленное производство на уникальных собранных материалах исследовательских работ, проведенных на караванных путях юга Правобережья Хорезма, включая южное и западное предгорья. Среди них установлено, что в одной из средневековых усадеб Кават-Калы, близ древнерусского канала Гавхор, сохранились сосуды с богато украшенными изображениями животных ручной керамики, начиная с эпохи Хорезмшахов (XI-XII вв.) до эпохи Золотой Орды (XIII – XVI вв.). На сегодняшний день не меньший интерес представляет арочный орнамент, расположенный по венчикам хумов, что является почти традиционным для кашинской керамики золотоордынского периода, с внешней стороны сосудов.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/94ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ГАЗАХСКОГО КОВРА «БОРЧАЛЫ»2024-09-30T12:02:36+05:00Салтанат Рзаеваgsaltanat75@gmail.comЯлчин Салимовyalchin.salimoff@gmail.com<p><strong>Аннотация</strong>. Статья посвящена исследованию четырех ковров «Борчалы», хранящихся в коллекции Азербайджанского национального музея ковра. Цель исследования – выявить с помощью художественного и технического анализа основные типологические черты некоторых видов ковра «Борчалы», относящегося к Гянджа-Газахскому типу азербайджанского ковра.</p> <p>Основное внимание художественного анализа было уделено форме, структуре медальона и его элементарной единице как наиболее информативной и значимой части для атрибуции данных ковров.</p> <p>В результате исследования выявлено использование родственных медальонов вертикальной и крестообразной форм. Обнаружено, что основные орнаментальные формы, образующие медальон, как и второстепенные мотивы, заполняющие поле ковра, являются общими для исследуемых нами вариантов ковра «Борчалы». Также в образовании обрамляющих медальонов констатировано применение принципа «бесфоновой организации изобразительных форм» (БОИФ). В исследовании получена информация о ряде характерных черт, составляющих типологическую особенность медальонов. Выдвинута гипотеза о том, что вертикальная составляющая медальона является важным устойчивым признаком исследуемых медальонов, указывающим на их архаичность по сравнению с крестообразными медальонами данного ковра.</p> <p>Установлено, что колорит данных ковров составлен из ограниченного числа цветов, где красный, белый и синий (и его оттенки) являются доминирующими.</p> <p>Технический анализ структуры ковров показал, что в целом они соответствуют характеристикам типичных газахских ковров.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/95ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАЛИНСКОГО РАЙОННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ2024-09-30T12:18:47+05:00Жанат Тилеукабыл1981janat1981@mail.ru<p><strong>Аннотация. </strong>В статье рассматривается историко-культурное наследие Аральского региона, в том числе историко-археологические памятники, расположенные на территории Казалинского района Кызылординской области, а также деятельность Казалинского районного историко-краеведческого музея по сохранению нашего культурного наследия. При участии данного учреждения было описано значение историко-краеведческого музея в сохранении в регионе памятников и исследований бронзового века «Тапа» и средневекового города «Жанкент». Хотя нынешний музей-заповедник невелик, он участвует в научной работе и проводит исследования. В 2017 году памятники на территории района были включены в список сакральных мест Казахстана и список сакральных памятников Сырского региона. В него входят города Жанкент, Куйк Кескен и др. также внесено 54 памятника истории и культуры, и сегодня они объявлены охранными зонами для их сохранения.</p> <p>Казалинский районный историко-краеведческий музей работает с февраля 2019 года. На сегодняшний день хранить в фондах историю региона, природу, экономику, археологию, памятников архитектуры, этнографию, исторические данные, поэты, кузнецы и т.д. поиск воспоминаний и памятников, сбор и изучение ценных реликвий, имеющих историческое значение – является главной целью музея.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/96БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ПРОШЛОГО: О ЧЁМ ПОВЕСТВУЕТ ГОЛУБОГРАММА НАЧАЛА ХХ-ГО ВЕКА?2024-09-30T12:31:19+05:00Валентина Кутлуеваv.kutlueva@mail.ru<p><strong>Аннотация. </strong>В данной статье рассматривается такое редкое и неординарное во всех отношениях явление, как голубиная почта и её распространение и использование в начале ХХ столетия как средства связи, в том числе секретной; производится атрибуция бланка для голубограммы, относящегося к началу ХХ столетия и отпечатанного в Российской империи; анализируется использование голубиной почты и её роль в военном деле. </p> <p>Голубиная почта – пожалуй, один из самых необычных видов связи, когда-либо существовавших в истории человечества, появившийся ещё в древности, и использовавшийся людьми как в мирных, так и в милитаристических целях. Особенный интерес для исследователей представляет временной период конца XIX – начала XX в., когда почтовые голуби, эти необычные союзники людей, продолжали осуществлять доставку сообщений, несмотря на бурное развитие науки и техники и изобретение оптического, акустического и электрического телеграфа. Голубиная почта в наше время изучается и внедряется в жизнь некоторыми орнитологами, голубеводами, а также заинтересованными и увлекающимися людьми.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/97МУЗЕЙНЫЙ БУМ В КЫРГЫЗСТАНЕ?2024-09-30T13:54:12+05:00Бактыгуль Мидиноваbaktygulmidinova@gmail.com<p><strong>Аннотация. </strong>Статья посвящена развитию музейного дела в Кыргызстане и представляет обзор музейной деятельности в стране за период с 2020 года по август 2023 года. Автор анализирует влияние событий последних лет, таких как пандемия, представляя оригинальный опыт музеев Кыргызстана. Подчеркивает то, что продолжительная изоляция без прямого доступа к культурным ценностям обозначила важность духовного обогащения и подняла ценность культурного опыта. Автор делает акцент на важности кадровой политики для развития музеев на примере Национального исторического мемориального комплекса «Ата-Бейит». Описывает открытие Национального исторического музея Кыргызской Республики после реконструкции, что явилось важным событием для музейного мира не только Кыргызстана, но и всей Центральной Азии. Также рассматривает такие факторы, как локализация и формирование идентичности через развитие местных музеев. Через выделение отдельных факторов автор статьи акцентирует внимание на тех из них, которые влияют на функционирование и развитие музейных учреждений в Кыргызстане.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/98ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «ӘЙЕЛ ТЕҢДІГІ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦГМ РК)2024-09-30T14:01:27+05:00Жанна Орынбековаjorynbekova@mail.ru<p><strong>Аннотация</strong>. В статье проведен комплексный обзор нескольких номеров журнала «Әйел теңдігі», хранящихся в фонде Центрального государственного музея Республики Казахстан. Проводится анализ публикаций в журнале, который издавался в связи с необходимостью пропаганды политики Коммунистической партии и оказания информационной политики в начале ХХ в. Это издание, имевшее свое направление и место, сочетало женские проблемы с общей политикой, экономикой, правом, здравоохранением, литературой и грамотностью.</p> <p>Систематизированы и проанализированы по разделам статьи, посвященные месту казахских женщин в обществе, ликвидации неграмотности, снижению материнской и детской смертности в стране, правовым и другим ключевым вопросам.</p> <p>Приводятся примеры из статей женщин-репортеров, которые активно участвовали в различных сферах и стали образцами для подражания в выполнении задач, отвечающих требованиям времени.</p> <p>Публикации в периодических изданиях дифференцированы как источники по казахской истории. Особое внимание уделяется тому, что публикации, показывающие влияние социальных изменений на казахское общество, со временем станут источником ценных данных.</p> <p>Собраны материалы по теме, анализируемой в статье.</p> <p>Поскольку указанный журнал был опубликован в период использования арабского алфавита, эта статья станет помощником в поиске источника для исследователей, не имеющим специальной подготовки в письменности на основе арабской графики.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/99ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕЯХ-ЗАПОВЕДНИКАХ2024-09-30T14:13:51+05:00Нурлан Танатаровtanatarov_nurlan@bk.ru<p><strong>Аннотация. </strong>В статье рассмотрен анализ отзывов специалистов-экскурсоводов, раскрывающих особенности экскурсионной методики, касающихся ее практических аспектов. В статье обобщены основные теоретические и практические особенности экскурсионного текста и повествования. Также изложен личный опыт автора.</p> <p>В ходе проведения экскурсии экскурсовод, расширяя социокультурное понимание каждого посетителя, создает потребности в культурных явлениях, характерных для нового времени, способствует возникновению у человека интереса к разнообразным культурным традициям, что, в свою очередь, предполагает необходимость разнообразия культур, их включения в наш быт в повседневной жизни, умения способствовать развитию национального музейного дела.</p> <p>Цель статьи - выделить культурно-информационные особенности экскурсии по музею, суметь представить посетителям предметы музея-заповедника как научно-познавательную национальную ценность, раскрыть значимость ее методы и технологии с научно-теоретической точки зрения. Кроме того, в статье выделено несколько видов экскурсий согласно требованиям современного общества, при этом в экскурсиях, организованных в исторических музеях, подчеркнуты различия в проведении экскурсий в исторических музеях и культурно-исторических музеях-заповедниках, а также автором сделаны научные выводы.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/100ЛИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ МАСТЕРА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА А. МУРАТОВА ИЗ ФОНДА АКТЮБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ2024-09-30T14:21:04+05:00Нурсауле Сансызбайnursaule.sansyzbay@mail.ru<p><strong>Аннотация:</strong> Статья посвящена наследию известного мастера народного ремесла Айдоса Муратова из фонда Актюбинского областного историко-краеведческого музея и нововведениям мастера в изготовлении мебели в традиционном искусстве казахского народа.</p> <p>По приглашению известного архитектора Т. Басенова, построившего одну из первых архитектурных зданий города Алматы – Театр оперы и балета имени Абая, А. Муратов принял участие в декоративно-оформительской отделке данного здания, где изящно вписались почерк и узнаваемый стиль мастера. 1945 году А. Муратов был награжден орденом «Құрмет белгісі». Жизненный путь человека, беззаветно служившего своей стране и оставившего после себя богатое наследие своим ремеслом, несомненно, послужит примером для последующих поколений.</p> <p>Деревянная домашняя мебель А. Муратова украшена резьбой и тиснением растительными элементами и геометрическими фигурами типа «казмоин», «туйетабан», «кусканат», а также использование для нее насыщенных красок, отличает его от других мастеров. В статье рассматривается значение использования А. Муратовым линии национальной резьбы при создании мебели национальной формы и ее декорировании с сегодняшней точки зрения. Мастер казахского народного ремесла А. Муратов оставил богатое наследие, создав свой стиль сочетания национальной мебели, предназначенной для кочевой жизни, с оседлой культурой.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/101ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «САРАЙШЫК»2024-09-30T14:28:00+05:00Толкын Мысабаеваtolkin24.07@mail.ru<p><strong>Аннотация: </strong>Государственный историко-культурный музей-заповедник «Сарайшык» Министерством культуры и информации Республики Казахстан является одним из наиболее посещаемых туристами культурных центров Атырауской области. В 1999 году, когда был открыт музей-заповедник «Сарайшык» и начал обслуживать население, в фонде музея насчитывалось более 200 экспонатов.В настоящее время в фонде музея-заповедника насчитывается 5093 материальных экспонатов. Они разделены на пять научных классификационных групп: археологические, этнографические, фотоархивные документы, нумизматические и художественные артефакты. Большинство из них очень ценны и уникальны.</p> <p>В статье описаны этнографические коллекции музея-заповедника «Сарайшык»: деревянный сундук для пищевых продуктов, деревянная подставка под подушку, деревянный станок для вышивки ковров, переданные жительницей села Л. Жангутовой, и деревянный открытый кухонный шкаф, переданный А. Молдагалиевой, жительницей села Х. Ергалиев Исатайского района. Основной источник поступления этнографических экспонатов в музей-заповедник – республиканская акция «Дары музею», проведенная в области.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/102ИСКУСТВЕННОЕ ОРУДИЕ КАПКАН И ОХОТА С КАПКАНОМ2024-09-30T14:35:16+05:00Алпамыс Абуalpamys_79@mail.ru<p><strong>Аннотация. </strong>У тюркских народов, среди материального и нематериального наследия казахов большое значение имеют охота, капкан и охота с капканом. Не будет преувеличением сказать, что в многовековой кочевой жизни нашей страны охотничья культура находилась на высоком уровне. История становления охоты начинается с возникновения первой общественной структуры в каменном веке, и в ее развитии были разные этапы. Подтверждением наших слов является то, что стены пещеры, рельефные изображения, изображенные на гладких поверхностях скалы, несомненно, привлекли внимание исследователей, исходя из основного источника данных по изучению охоты. Становление охоты и этапы развития охотничьего снаряжения, хотя исследователи рассматривают ее историю с разными целями, кажется, что сегодня она стала развлечением в рамках создания охотничьего домика, сохранившегося в памяти страны. В статье автор рассматривает значение охоты в истории страны. Если ученые, изучавшие историю охоты, разделили ее на несколько периодов, то автор акцентирует внимание на охоте капканами на основе искусственных орудий.</p> <p>В статье рассмотрено формирование фондовой коллекции историко-культурного центра («Историко-культурный центр «Атамекен»), рассмотрения через призму реальной реликвии как объекта исследования будет конкретизирована материальная ценность, повышающая знания в музейном деле потенциал искусственных охотничьих орудий в музейных собраниях страны, которой историческая значимость, связанная с историей его развития. Предлагаемое исследование было написано в рамках исследования «искусственной ловушки», проведенного за счет средств Центра.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/103ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА В ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЗАХСКОГО НАРОДА2024-09-30T14:43:19+05:00Данияр Мергалиевmergaliev_d@mail.ruЖанель Садыковаzhanel-sadykova@mail.ru<p><strong>Аннотация</strong><strong>. </strong>В статье рассмотрен орнамент как фактор сохранения этнокультурных традиций, его популяризация как элемента казахской истории, его трансформация и использование на сегодняшний день. Автор приводит историографию проблемы и называет научно-исследовательские труды, посвященные искусству орнамента и в отдельных случаях высказывает свои суждения относительно этих работ. </p> <p>В заключении автор подчеркивает важность использования орнамента как фактора сохранения традиционного этнокультурного наследия казахского народа. По мнению автора, традиционный орнамент не только является обязательным компонентом внешней формы произведения, но распространяя свое влияние на различные виды творчества, объединяет их в пространстве художественной культуры, концепции которой получили наиболее полное, последовательное и устойчивое выражение.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/104ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ В МУЗЕЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ2024-09-30T14:53:13+05:00Айнур Архыматаеваa.arhymataeva@uba.edu.kzАйгуль Кайыпбаеваa.kaiypbaeva@uba.edu.kz<p><strong>Аннотация.</strong> Музей может выступать средством обеспечения познавательного процесса, являющегося частью обучения в педагогических ситуациях. В статье рассматриваются виды реализации образовательного потенциала музея на уроках истории. Прежде всего, музей – это место проведения учебных занятий по учебной тематике образовательных организаций в рамках внеклассной работы. Студенты приходят в музей, чтобы углубить свои знания по предмету. Во-вторых, музей, выступая историческим наглядным инструментом изучения различных фактов, явлений, событий, обладает учебно-методическим потенциалом при преподавании предметов истории в общеобразовательной школе. С этой точки зрения музей выступает как образовательный инструмент. В статье написаны рекомендации преподавателям организаций среднего образования по организации тематических занятий по предметам истории в музеях и исторических местах с целью совмещения теоретических знаний с практикой.</p> <p>В статье рассматривается важность проведения музейных занятий, а также важность рассмотрения музейных экспонатов как источника исследования, а не как визуального инструмента на музейных занятиях. Музей является одним из механизмов, возрождающих драгоценное наследие забытой истории казахского народа в памяти следующих поколений, вселяющих национализм в сознание и знакомящих мир с историей страны. Поэтому подобные музейные уроки способствуют укреплению и углублению знаний учащихся о своей стране, земле, памятниках культуры по направлению образования. Музейные занятия очень интересны для студентов, ведь музей – это социальный институт, как активный элемент общественной жизни.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/105КАЗАХСКОЕ И ТУРЕЦКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ 2024-09-30T15:07:20+05:00Жания Хасиетоваzhaniyamh@gmail.comЗухра Исмагамбетоваzuchra-50@mail.ru<p><strong>Аннотация. </strong>В статье мы сравнили театральное искусство Казахстана и Турции и показали символы и средства театра, отражающие национальные ценности и национальную идентичность в турецком театре и казахском театральном искусстве. Кроме того, был проведен сравнительный анализ, изучив преемственность между театрами двух стран. Также были проанализированы истоки и особенности традиционного театрального искусства двух стран, выделены их виды по жанрам. В частности, проведен анализ жанровых видов постановок: «Каракоз», «медда», «средняя игра», «комедия», «трагедия», «драма», «sound драма».</p> <p>Статья направлена на выявление, адаптацию и трансформацию общих черт казахского и турецкого театральных элементов. По результатам исследования были определены культурные и национальные преемственности Турецкого и Казахского театрального искусства друг с другом, а театральное искусство как социальный институт было дифференцировано в среду, подчеркивающую национальную идентичность. Кроме того, исследовательская работа вызвала интерес к расширению понимания взаимодействия культур и театральных традиций между двумя странами.</p>2024-09-30T00:00:00+05:00Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ