https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/issue/feed Научно-практический журнал MUSEUM.KZ 2025-10-23T10:20:35+05:00 Атыгаев Нурлан nuratygaev@mail.ru Open Journal Systems <p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p> https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/159 РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В XXI ВЕКЕ: ОБЩИЕ ИДЕИ 2025-10-16T11:26:10+05:00 Джордана Померой jpomeroy@currier.org <p><strong>Аннотация.</strong> В данной статье рассматривается, как музеи Северной Америки адаптировались к масштабным социальным, экономическим и экологическим изменениям последних лет. Используя результаты опроса, проведенного Ассоциацией директоров художественных музеев (AДХМ) в 2022 году, и опроса, проведенного Американским альянсом музеев (AAM), в данной статье определяются ключевые приоритеты лидерства, которые могут быть актуальны для музеев по всему миру. Автор, директор Музея искусств Кюрье (МИК), музея искусств в Новой Англии, основанного 100 лет назад, предлагает идеи, основанные на недавнем институциональном стратегическом планировании. Целью данной статьи является предложение идей, основанных на опыте некоторых практик североамериканских музеев, и способов их внедрения посредством стратегического планирования, подбора руководящих кадров, программ по улучшению общественного благосостояния и инвестиций в инфраструктуру. Целью является развитие сотрудничества между музеями по всему миру, обмен успешными решениями общих меняющихся проблем.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/160 ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КЕРАМИКЕ РИШТАНА (УЗБЕКИСТАН). НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ФОНДЫ ГМЗ «ЦАРИЦЫНО» 2025-10-22T15:44:01+05:00 Елена Офицерова 123960@mail.ru <p>История риштанского гончарного промысла насчитывает не менее восьми веков. В конце XIX – начале ХХ века произошли качественные изменения, связанные с развитием технологии, появлением новых материалов; сокращением рынков сбыта. В годы Советской власти промысел пережил несколько реорганизаций, число мастеров сократилось. Однако традиционное гончарное ремесло, для которого свойственен потомственный характер, сохранилось. Опытные мастера передавали молодым секреты технологии и декорирования, обучали навыкам работы. Новые радикальные изменения произошли в конце ХХ века. Выросло поколение мастеров, которые разрабатывают новые формы изделий и новые способы декора; они пытаются найти свой путь в искусстве. В этих условиях традиционное народное искусство уступает место авторскому, хотя традиции остаются «фундаментом» для вдохновения современных мастеров.</p> <p>Изучение современного состояния гончарного промысла является актуальной задачей для исследователей декоративно-прикладного искусства, необходимой для понимания современного художественного процесса, выявления его основных тенденций. Важной задачей также является пополнение музейных фондов современными работами. В статье рассказывается о двух самых известных риштанских мастерах – Алишере Назирове и Исмаиле Камилове, в творчестве которых органично соединяются обе стороны: верность традиции и индивидуальные, авторские черты. Приобретенные музеем работы являются эталонными для данных мастеров, в полной мере воплощающими их стилевые особенности.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/161 КРАЙНЯЯ ОТКРЫТОСТЬ: МУЗЕЙ СТРОБЕРИ-БЭНК И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВОМ 2025-10-22T16:07:52+05:00 Линнея М. Грим lgrim@sbmuseum.org <p>Многие музейные специалисты и советы директоров некоммерческих организаций в США переосмысливают роль своих учреждений в обществе. В этой статье рассматривается, как музей Стробери-Бэнк в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, выделяется своей «исключительной открытостью» – способностью содержательно взаимодействовать с людьми из самых разных экономических и образовательных слоев. От создания небольших, самобытных сообществ на своей исторической территории до организации инклюзивных мероприятий и обеспечения доступа с низкими барьерами – Стробери-Бэнк разрушает традиционные границы между музеями и публикой. В статье рассматриваются важные темы, связанные с управлением и финансированием, различными программами, способствующими вовлечению сообщества в деятельность музея, а также ролью мероприятий в реализации миссии музея, направленной на сохранение и просвещение. Кроме того, автор предлагает различные варианты, которые музей предлагает для устранения барьеров, с которыми могут столкнуться посетители при посещении музея. В статье автор рассматривает современную тенденцию в музеологии в США – максимальную открытость и доступность для разнообразной публики.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/162 ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБЫЛХАНА КАСТЕЕВА ИЗ ФОНДОВ АКТЮБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ 2025-10-22T16:39:12+05:00 Бахтияр Нурпейсов nurpeysov.bahtiyar@mail.ru <p>Мақалада облыстық тарихи-өлкетану музейі қорында сақталған қазақ бейнелеу өнерінің негізін қалаушылардың бірі болып табылатының Әбілхан Қастеевтің туындылары қарастырылады. Зерттеу жұмысының өзектілігі өңірлік музейлер қорларындағы суретшінің туындыларын жүйелеу және дәріптеу арқылы қазақтың көркем сурет өнерінің зерттелуіне үлес қосу. Мақаланың мақсаты – Ақтөбе облыстық тарихи-өлкетану музейінің қорында сақтаулы тұрған Ә. Қастеевтың екі сурет туындысына өнертанулық талдау жасау. Олар «Махамбет Өтемісов» суреті (1951 ж.) және «М.И. Калинин Н. Байғанинге «Құрмет белгісі» орденін табыстау кезіндегі суреті (1961 ж.). Негізінен туындылардың композициялық шешімі, көркемдік стилі, тақырыбы және картиналардың музей экспозициясындағы орны қарастырылады. Туындылар көркем шығарма ретінде ғана емес, сонымен қатар өз заманының әлеуметтік, мәдени және саяси болмысын сипаттайтын тарихи жадының құнды дереккөздері ретінде қарастырылды. Ерекше назар суретшінің суреттерінде кеңестік реализм белгілерінің ұлттық дүниетаным элементтерімен, өзіндік колоритімен және сюжеттік бейнелілігімен үйлесім тапқанына аударылды.</p> <p>Зерттеу барысында алынған тұжырымдар Ә. Қастеев туындыларын аймақтық музейлер қорында сақтау мен дәріптеудің қазақ өнері мен тарихын танудағы ерекше маңызын дәлелдейді. Зерттеу нәтижелері қазақ халқының мәдени мұрасын және өнерін зерттеумен айналысатын өнертанушылар, тарихшылар, музей қызметкерлері үшін маңызды болып табылады.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/163 ТИПЫ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ В ЖИЗНИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (КРАТКИЙ ЭКСКУРС НА ОСНОВЕ РУКОПИСИ А. ЫСКАКОВА ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ РК) 2025-10-22T16:50:46+05:00 Жанна Орынбекова jorynbekova@mail.ru <p>В статье рассматривается рукопись Архама Ыскакова (1885-1962) «Қазақтың өмірінде болған әдет, ғұрып, салт, сана», хранящаяся в фонде Центрального государственного музея Республики Казахстан. Обращается внимание на то, что Архам Какитайулы, посвятивший всю свою жизнь собиранию, сохранению и формированию своего богатого наследия, был не только мемуаристом, но и этнографическим источником, описывающим традиционный казахский образ жизни.</p> <p>Анализируется его деятельность как исследователя и хранителя казахских национальных ценностей, обычаев и этнокультурной идентичности. Обсуждается вклад рукописи в сохранение национальной культуры и передачу обычаев и традиций нашего народа, которые используются в традиционной казахской среде. Особое внимание уделяется его работе, направленной на возрождение национальной идентичности, обычаев и культурных ценностей. В рукописи приводятся описания, связанные с традицией, и комментарии автора, относящиеся к нему. Рассматривается вклад рукописи в сохранение многовекового наследия, передаваемого из поколения в поколение через традиции, обычаи, формы искусства и образ жизни.</p> <p>Значимость работы: она может быть одним из вспомогательных материалов при оценке духовного наследия, внедрении его в сознание поколений, в частности, при обеспечении духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/164 ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ: УЗДЕЧКИ (на примере экспонатов Актюбинского областного историко-краеведческого музея) 2025-10-22T17:20:13+05:00 Кайрат Талжанов kayrat_talzhanov@mail.ru <p>В данной научной статье рассматриваются этнографические, исторические и художественные особенности уздечек, хранящихся в фонде Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Уздечка рассматривается как важный элемент традиционной конной культуры казахского народа, раскрывается ее бытовое и обрядовое значение. Подробно описаны технологии изготовления, использованные материалы, декоративные элементы и функциональные особенности. Через призму музейных экспонатов, относящихся к разным историческим эпохам, исследуется развитие кочевой культуры и место конской сбруи в традиционном обществе. Также анализируются изделия народных мастеров, их эстетическое восприятие и вклад в национальное культурное наследие. Особое внимание уделено конструкции уздечек, способам украшения и региональным отличиям. Цель статьи – раскрыть историческое значение уздечки, сохранившихся в коллекции Актюбинского областного историко-краеведческого музея, как важной части истории, быта и мировоззрения казахского народа. Данное исследование является важным шагом на пути сохранения культурного наследия Казахстана, его популяризации и научного осмысления уникальных музейных экспонатов для будущих поколений.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/165 РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ГОРОДИЩЕ ПАРЫЗДЕПЕ В 2021-2022 ГГ. 2025-10-22T17:41:21+05:00 Сердар Машарыков serdarm@yandex.ru <p>В статье дан краткий отчет о полевых археологических исследованиях, проведенных в 2021-2022 гг. на городище Парыздепе на юге Туркменистана. В результате выполненных работ на городище были обнаружены жилищные постройки и многочисленные очаги и печи. относящиеся к эпохам энеолита, бронзы и железа. Благодаря исследованиям 2021-2022 гг., получены новые материалы. При проведении археологических исследований на древнем жилище памятника, относящемся к эпохе позднего энеолита были найдены многочисленные орудия труда каменного века, а также два маленький очага и изделия из керамики.</p> <p>Обнаруженные на городище Парыздепе находки поступили в музейные фонды Института истории и археологии Академия наук Туркменистан.</p> <p>В статье не только описываются археологические особенности городища Парыздепе, но и подчеркиваются о историко-культурное значение памятника для региона.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/166 ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОЙРАТОВ И КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 2025-10-22T17:53:19+05:00 Фархад Мустафин farhad.m.m@bk.ru <p>История взаимоотношений кочевых народов казахов и ойратов насчитывает многие века. В течение более двух веков (XV–XVII вв.) тесно переплетались судьбы казахского и ойратского народов. Их взаимоотношения оказали огромное влияние на ход исторических событий народов Центральной Азии. Ойраты в конце XIV в. стали независимыми от общемонгольского хана и расселились на территории современной западной Монголии, Южной Сибири и Джунгарии. В середине XV в. кочевые племена Дешт-и-Кыпчака ушли из-под власти хана Абулхаира и образовали собственное государство. С этого периода казахи и ойраты становятся соседями. В общественно-политическом устройстве этих двух соседствующих народов наблюдаются сходства. Целью написания статьи является сравнение общественно-политической организации казахского и ойратского народов и выявление сходств политических устройств государств в период Позднего Средневековья. В работе выявлены особенности политической организации казахов и ойратов, обусловленные идентичными социально-экономическими условиями кочевой жизни, характерными для ойратов и казахов. Казахское и ойратское общества в период Позднего Средневековья представляли собой союзы нескольких этнополитических объединений.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/167 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОКШЕТАУСКОГО ВНЕШНЕГО ОКРУГА 2025-10-23T09:42:49+05:00 Айгерим Сатыбаева aygerim.satybayeva.94@mail.ru <p>В статье рассмотрены некоторые особенности общественно-политической обстановки в Кокшетауском крае в начале XIX века. По Уставу 1822 года была ликвидирована ханская власть в Среднем жузе. Дальнейшая трансформация традиционного института власти происходила постепенно, когда на должность старших и волостных султанов все чаще стали назначать не представителей аристократического рода «төре», а чиновников из других казахских родов. В статью включена ведомость о вошедших в Кокшетауский округ волостях от 8 мая 1824 года, отличающаяся от других аналогичных ведомостей, включенных в научный оборот, более ранним сроком составления. Это позволяет получить сведения о первоначальном административно-территориальном устройстве Кокшетауского округа. Те казахские роды, которые отказывались принять новое устройство должны были откочевывать на определенное расстояние от внешнего округа. Откочевавшие роды, лишенные лучших пастбищ, со временем вынуждено возвращались в родные кочевья и входили в состав округа. Поэтому ведомости разного времени, например 1824 года и 1857 года, имеют отличия. Кроме этого, ведомость 1824 года отличается содержанием более подробных сведений.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/168 К ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ И ЧИСЛЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ БЕЛОРУСОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. 2025-10-23T10:08:07+05:00 Аманжол Калыш kalyshamanzhol@gmail.com Сержан Саров serzhansarov@mail.ru <p>В статье на основе специальной литературы и материалов многотомной Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года анализируются численность и особенности расселения этнических белорусов на территории Северного, Восточного, Юго-Восточного и Южного Казахстана. Установлено, что данный процесс носил преимущественно вынужденный и многоэтапный характер. Первый этап переселения был связан с насильственным выселением части белорусского населения после подавления национально-освободительных выступлений в середине XIX века. Второй этап, охвативший основную массу безземельного крестьянства, сочетал в себе элементы стихийной миграции и организованно-планового переселения, осуществлявшегося в рамках столыпинских аграрных реформ конца XIX – начала XX века. Показано, что процесс формирования белорусской диаспоры на территории Казахстана происходило в тесной взаимосвязи с казачьей колонизацией, а также с миграцией значительной части русско-украинского и других европейских этнических групп в рамках переселенческой политики &nbsp;Российской империи на ее национальных перефериях.</p> <p>Хронологические рамки исследования охватывают середину XIX – начало XX века, что соответствует периоду начала стихийного, а впоследствии и планового переселения безземельных белорусов, а также контактировавших с ними русских, украинцев и представителей других этносов из Европейской части Российской империи.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/169 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ «ВЕРА» И «ЗНАНИЕ» В ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА 2025-10-23T10:20:35+05:00 Феруза Ержанова ferusa@mail.ru <p>Научная статья рассматривает лингвофилософские и лингвокультурологические концепции и посвящена константам тюркской культуры, комплексному анализу концептов «Вера» и «Знание» и особенностям их функционирования на материале литературных памятников эпохи тюркского ренессанса. В статье на основе концептуального анализа представлена языковая картина мира, репрезентируемая поэтами-философами Юсуфом Баласагуни, Махмудом Кашгари, Ахметом Югнеки, Ахметом Яссави, содержание которой составляет «ядро» тюркской духовной культуры.</p> <p>Приоритетное значение в данном исследовании принадлежит анализу духовно-религиозных оснований традиционной культуры древнетюркских народов, цивилизационным фундаментом которого является тенгрианство. Во-первых, углубленное рассмотрение философско-методологических вопросов изучения духовно-культурных основ древнетюркской цивилизации, во-вторых, анализ процессов взаимодействия тенгрианства с другими религиозными системами, в-третьих, новое философское осмысление памятников древнетюркской письменности, а также творчества тюркских поэтов-мыслителей, заложивших основы духовной культуры тюркоязычных народов обусловлен необходимостью разносторонне подходить к реставрации истоков культуры тюркских народов. Концепты «Вера» и «Знание» отражают сложную систему духовно-нравственного и морально-этического измерений языковой картины мира и внутренней, духовной жизни личности. В то же время, данные феномены, особенно в плане диахронического аспекта, еще не получили достаточного освещения в рамках лингвофилософии и нуждаются в дальнейшем многоаспектном изучении.</p> 2025-09-30T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ