https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/issue/feed Научно-практический журнал MUSEUM.KZ 2024-03-29T15:24:27+05:00 Харипова Рашида Еримовна rashida-75@mail.ru Open Journal Systems <p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p> https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/63 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2024-03-29T10:15:03+05:00 Рашида Харипова rashida-75@mail.ru Ольга Мякишева myakishevao@mail.ru <p>В статье представлена история формирования археологической коллекции золотоордынского периода Центрального государственного музея Республики Казахстан (далее – ЦГМ РК). Археологическая коллекция складывалась в конце XIX – начале ХХ вв. из собраний Оренбургской ученой комиссии и Семиреченского областного музея. Дается краткий историографический обзор изучения археологических артефактов, отмечен значительный вклад в сборе коллекции того времени, таких известных исследователей как Ж-А. Кастанье, Н.Н. Пантусов и Ф.В. Поярков. За столетний период фонды музея пополнялись в результате работы археологических экспедиций, из «кладов», или случайно обнаруженных комплексов. Одна из крупнейших коллекций по истории Золотой Орды состоит из материалов городища Сарайчик: глазурованной и не глазурованной керамики – чаш, тарелок, тагор, амфоровидных сосудов и хумов. Кроме керамики в городе было найдено не менее четырех крупных кладов монет. Из случайных находок показаны уникальные артефакты: подставка под светильник из Жетысу, Талгарский клад из двух медных блюд и трех фарфоровых чаш, таз из городища Койлык, Чираг из городища Илибалык, и фрагменты шелковой одежды из погребения у поселка Шенгельды, а также материалы археологической экспедиции ЦГМ РК, курган №7 Могильника Актерек (Алматинская область).</p> <p><strong>Материал и методы исследования. </strong>Материалом исследования послужила археологическая коллекция золотоордынского периода из фондов ЦГМ РК. Исследование проведено на основе анализа коллекционных описей отдела археологии, актов приемки и книги поступления ЦГМ РК.</p> <p>Методика исследования базируется на научных подходах и принципах, были применены: логический, системный, комплексный, сравнительно-исторический и ретроспективный, предполагающий теоретическое изучение процесса музеефикации артефактов. Работа опирается на комплексный подход к объекту изучения. Применен сравнительно-типологический метод для анализа основных категорий археологического материала. При установлении взаимосвязи предметов применены методы классификации и систематизации. Для систематического описания же артефактов применен формально-типологический метод исследования иконографии изображений, дополненный стилистическим анализом. При помощи сравнительного метода выявлены общие и особенные черты артефактов. Для выявления историко-археологических связей использовался историко-сравнительный метод. Хронологическая атрибуция коллекций осуществлялась с помощью относительной и абсолютной датировки.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/64 ОТ КЫПЧАКОВ К КАЗАХАМ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО ДЕШТ-И-КЫПЧАКА В XIII – НАЧАЛЕ XVI В. 2024-03-29T10:26:06+05:00 Ярослав Пилипчук pylypchuk.yaroslav@gmail.com <p>Статья посвящена вопросам политической истории восточной части Дешт-и Кыпчака. Важно проследить как политические структуры эволюционировали от политий кыпчакского мира до казахской государственности. Данное исследование охватывает золотоордынский и раннеказахский периоды времени.</p> <p>Задача работы – проанализировать главные тренды политической истории Восточного Дешт-и Кыпчака в XIII – начале XVI в.</p> <p>Цель работы – показать эволюцию государственности на территории Восточного Дешт-и Кыпчака от крыла в составе Золотой Орды до национальной государственности.</p> <p>В работе используются сравнительный и проблемно-хронологический методы исследования. Сравнительный метод состоит в том, чтобы сравнить процессы, происходившие в Золотой Орде, государстве кочевых узбеков и в Казахском ханстве. Проблемно-хронологический метод состоит в поисках общих закономерностей политических процесов в определенный момент времени.</p> <p>Новизна исследования заключается в поиске золотоордынских корней казахской государственности. В статье рассмотрена политическая история Восточного Дешт-и-Кыпчака в XIII – начале XVI вв. Для тюркской государственности на территории Восточного Дешт-и Кыпчака характерна преемственность традиций. Во главе государств находились Чингизиды, а не люди черной кости, как например в Мангытском Юрте (Ногайской Орде). Хотя они принадлежали к разным ветвям Чингизидов, но чингизидская традиция продолжала существование. Для Кок-Орды при Урус-хане, государства кочевых узбеков Абу-л-Хайра и Казахского ханства Касым-хана характерна одна и та же территория бывшего левого крыла Золотой Орды. Правители Казахского ханства происходили из рода правителей Кок-Орды (конкретно из рода Тука-Тимуридов, из которого происходил Урус-хан). Для государства кочевых узбеков и Казахского ханства противником неизменно оказывался тот, кто правил в Мавераннахре и на западе Восточного Дешт-и Кыпчака. Кроме того, для Кок-Орды, кочевых узбеков и казахов при первых ханах была характерна сильная ханская власть.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/65 ДЖУДИДСКИЕ МОНЕТЫ XIII В. – НАЧАЛА XIV В. ИЗ НАХОДОК НА IV СТАРОКУЙБЫШЕВСКОМ СЕЛИЩЕ (СПАССКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) 2024-03-29T10:37:59+05:00 Алексей Бугарчев Abugar.61@rambler.ru Павел Петров ppn2022@yandex.ru Евгения Фёдорова 24evgenia24@mai.ru <p>В данной статье авторы рассматривается нумизматический комплекс IV Старокуйбышевского селища (Татарстан). Общее число находок, относящихся к периоду XIII в. – первой четверти XIV в., составляет 56 экземпляров, из них 48 монет – это медные динары с именем халифа ан-Насира. Изучение медных монет Булгара с именем покойного халифа ан-Насир ли-дина Аллаха особенно важно и интересно. Анонимные по отношению к правящей династии Чингизидов монеты с именем халифа, часто без указания года, а иногда и названия монетного двора на многих монетных дворах средневековой Монгольской империи до начала 660-х/1260-х гг. чеканились как в серебре, так и в меди. Изучение гистограмм веса монетных находок со Старокуйбышевского селища, Болгарского городища и Семёновского селища указывает на общий характер, а также динамику процессов в денежном обращении Булгара и его округи. Авторы настоящей статьи исследуют метрологию булгарских дирхамов С/64 и С/42. Дополнительно приводится также сводка находок медных дирхамов династии Сельджуков Рума, найденных в Среднем Поволжье (в том числе и на Старокуйбышевском селище).</p> <p><strong>Материалы и методы исследования. </strong>Материалом для статьи послужили серебряные и медные монеты XIII-XIV вв., найденные на IV Старокуйбышевском селище и хранящиеся в музеях Татарстана. Методы исследования – топографический и метрологический.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/66 ДВА КОМПЛЕКСА ДЖУЧИДСКИХ МОНЕТ КОНЦА XIII – НАЧАЛА XIV ВВ. ИЗ ОКРЕСТНОСТЕЙ БОЛГАРА (ТАТАРСТАН) 2024-03-29T10:48:01+05:00 Алексей Бугарчев Abugar.61@rambler.ru Андрей Купцов Kuptsov-an@mail.ru <p>Публикация посвящена единичным находкам золотоордынских монет, битых в булгарском вилайате, случайно обнаруженным в окрестностях Болгара (Татарстан) и зафиксированным авторами. Всего учтено 30 серебряных дирхамов. В результате изучения установлено, что среди них есть монеты с названием монетных дворов Булгар, Биляр и без указания названия монетного производства. Все экземпляры относятся к выпускам&nbsp;&nbsp; второй половины XIII – первой трети XIV в. Это дирхамы и фракции, чеканенные при первых правителях Джучидского ханства – Менгу-Тимуре, Туда-Менгу, соправителе Кунчеке, а также, анонимные недатированные монеты последней четверти XIII – первой четверти XIV в. Обнаружено много редких типов монет. Причем, увеличение статистики количества экземпляров каждого из типов монет в совокупности с информацией об их весовых характеристиках, позволили в ряде случаев обнаружить моду (значение веса при котором наблюдается максимальное количество монет данного типа). Нам не известны точные координаты мест находки этих двух изучаемых комплексов, однако, соприсутствие нескольких однотипных редких экземпляров в каждом из сборов является полезной информацией для дальнейшего изучения особенностей булгарского денежного обращения в XIII – начале XIV в.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/67 МУЗЕИ «ҒЫЛЫМ ОРДАСЫ» КАК НАУЧНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР АЛМАТЫ 2024-03-29T13:58:19+05:00 Нурлан Сейдин seinur@mail.ru <p>В статье раскрыта роль музеев Республиканского государственного предприятия «Ғылым ордасы», занимающихся хранением, изучением и публичным представлением музейных экспонатов и музейных коллекций, обеспечивающих популяризацию богатого научного, историко-культурного и природного наследия страны, осуществляя научно-исследовательскую, образовательную и культурно-просветительскую деятельность. Музеи Ғылым ордасы занимают особое место в системе музееведения Казахстана. Сосредоточенные в музейных фондах уникальные экспонаты и артефакты не имеют аналогов по республике и выставлены в единственном экземпляре. Уникальные артефакты и экспонаты музеев Ғылым ордасы были представлены в более, чем 20 странах мира. В статье рассматривается этапы становления музеев, расположенных в памятнике архитектуры как научно-образовательных и культурных центров страны, в которых хранятся загадочные и уникальные экспонаты природы, истории и культуры Казахстана. Дается характеристика редких экспонатов, хранящихся в музеях «Ғылым ордасы». Экспонаты и экспозиции музеев хранят и популяризируют богатое историко-культурное наследие народа. Достояние нации, накопленное веками, должно быть передано грядущему поколению сохраненным и дополненным. День сегодняшний уже завтра будет историей, и от того, какими делами будет наполнен этот день, зависит память о нас в будущем. Алматы является научным, культурным и образовательным центром страны, и музеи Ғылым ордасы соответствуют высокому статусу города. Они играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, выполняя большую образовательно-воспитательную функцию.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования. </strong>В качестве источников для написания статьи были использованы научные материалы по музейному делу, материальной и духовной истории Казахстана, а также исторические данные по изучению культурного, природного и научного наследия страны.</p> <p>В рамках исследования были использованы традиционные методы, применяемые в изучении выбранной источниковой базы. Это в основном контекстуальный, описательно-повествовательный методы, основанные на сборе и анализе необходимых данных, перечня характеристик предмета исследования.</p> <p>Изучение направлений развития музеев в современное время выполнено путем обнаружения аналогий и отличий в их культурно-социальной принадлежности и значимости. Исследование осуществлено также на основе применения сравнительно-исторического, типологического методов в качестве манеры и стиля изложения исторических фактов.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/68 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ МУЗЕЕВ АРХЕОЛОГИИ И В ОБРАЗОВАНИИ 2024-03-29T14:06:44+05:00 Марина Бедельбаева bmv_1967@mail.ru Anna Kalizhanova anna.kalizhanova2017@gmail.com <p>В данной статье рассматриваются примеры использования медийных технологий в музеях археологии и в образовании. Авторы подчеркивают, что использование медийных технологий в музеях и в образовании может значительно увеличить доступность знаний по древней истории и археологии, привлечь новую аудиторию. Однако необходимо учитывать, что такой подход может быть неэффективен без должной подготовки и организации: проведен анализ преимуществ и недостатков. Выявлены факторы, влияющие на повышение интереса к древней истории и археологии Центрального Казахстана, качество обучения и образования. Результаты, описанные в статье, основаны на опросе более 600 студентов университета (194 студента университета с казахским языком обучения, 439 студентов – с русским) с целью выявить уровень их осведомленности об историко-культурном наследии Казахстана. Суммарная оценка, сформированная с помощью анализа мнений респондентов об опубликованных в интернете музейных подкастах и сторителлинге, позволяет сделать вывод о высоком социокультурном, мотивационном и обучающем потенциале данного контента в культурно-воспитательной работе музея археологии и в образовательной деятельности. Благодаря медийным технологиям активизировался диалог «музей-студент» на долгосрочной основе, что послужило дополнительным стимулом для экскурсий в музей археологии.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования:</strong> в ходе написания статьи были использованы материалы проведенного авторами статьи социологического опроса. Анонимное интервью включало десять вопросов, раскрывающих отношение респондентов к историко-культурному наследию нашей страны, степень их осведомленности об открытиях археологов в Центральном Казахстане и их презентации в музейной деятельности. Методы статистики позволили проанализировать данные этих интервью и использовать их при внедрении медиатехнологий в музее. Для отбора материала при составлении сценариев музейных подкастов использовался комплексный и системный подход, метод анализа-синтеза и принципы логики. Детальный историографический анализ более ста пятидесяти научных источников способствовал формированию качественного контента. Сравнительно-исторический метод позволил конкретизировать информацию по выбранной тематике об объектах культурного наследия Центрального Казахстана. Благодаря использованию QR-кодов, как инструмента цифровизации, музейные подкасты были интегрированы в учебные и методические пособия, карты, открытки и другую сувенирную продукцию, что свидетельствует о важности совокупности технического и гуманитарного знания в музейной работе. Сотрудничество музейных сотрудников с преподавателями факультета иностранных языков расширило применение методов междисциплинарного характера в культурно-образовательной деятельности.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/69 ЧАСТНЫЕ КНИЖНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ АЛМАТЫ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ 2024-03-29T14:11:35+05:00 Өмір Тұяқбаев omirabuali@gmail.com <p>Несомненно, культурное наследие, оставленное каждым поколением, подлежит сохранению, исследованию и приумножению. Особое место в структуре этого наследия на ряду библиотек и музей занимает частная коллекция. Частные коллекции вполне могут отражать историческое развитие культуры страны и мировой культуры в целом.&nbsp;Но, как ни странно, этот перечень в стране традиционно не включает научное изучение артефактов, что не вполне, может быть, отвечает современным реалиям. Научная атрибуция коллекционных предметов и возможность обретения частными коллекциями «академического характера» очень важна, как и музейных, библиотечных фондов, так как личная коллекция вполне может стать поводом для гордости целой страны и служить воплощением национального духа.</p> <p>В этой связи необходимо также отметить и существующие, ждущие своего часа проблемы, связанные с учетом и обследованием частных собраний с тем, чтобы в будущем можно было бы создать условия для их изучения и ввода в научный оборот.</p> <p>В представленной статье поднимаются и рассматриваются актуальные вопросы и проблемы, с которыми часто сталкиваются частные коллекционеры рукописей г. Алматы.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/70 ОБЗОР МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 2024-03-29T14:19:16+05:00 Берик Байболов baybol81@mail.ru Гульмира Атабаева atabayevagulmira9@gmail.com <p>Музейная экспозиция основывается на принципах сохранения и популяризации (демонстрации) экспоната. Экспозиционная деятельность музея – это сложный процесс проектирования и создания музейной экспозиции, который состоит из нескольких направлений. Процесс организации экспозиции сочетает в себе элементы многих направлений – научной, художественной, технической, юридической, консервационной, финансово-экономической и эксплуатационной работы.</p> <p>В статье рассуждается зарубежный и отечественный опыты музейной экспонирования путем описания сформированных классических методов организации музейного пространства. Также анализируется содержание идей и новшеств в сегодняшней музейной сфере. Рассматривается исследовательский уровень проблемы проектирования и организации экспозиций в музеях Казахстана. В статье авторами уделено внимание и структуре, реэкспозиции как музейной экспозиции, так и построению тематических выставок. В этом контексте авторами обращено внимание на научное изучение опыта отечественных музейных экспозиционеров и актуализация классических и современных инновационных форм организации музейного пространства, направленных и на привлечение и стимулирование внимания всех категорий музейных посетителей. Особое внимание обращено и проблемам, связанных с вводом в научный оборот музейных экспозиционных материалов.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования</strong>: В ходе выполнения работы были применены методы: классификация, анализирование, описание, систематизация, комплектование, разбор.</p> <p>При подготовке статьи были использованы труды исследователей, специализирующихся в области музееведения Т.&nbsp;Юреневой, Л. Шляхтиной, Э.&nbsp;Шулеповой, Т. Полякова, информации из официальных сайтов музеев и материалы СМИ.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/71 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И МУЗЕЙНЫХ КУРАТОРОВ: РОЛЬ ДИАЛОГА В МУЗЕЙНЫХ ВЫСТАВКАХ 2024-03-29T14:30:49+05:00 Ербол Абдраманов e.abdramanov@iuth.edu.kz <p>В статье рассматривается роль диалога, общения и отношений между посетителями и кураторами выставок в современных музеях. Выставки – наиболее заметные и публичные представления, которые предлагает для своих посетителей современный музей. Музей без выставок, не музей. Музейные выставки демонстрируют уникальные художественные композиции, произведения искусства и исторические артефакты. Организация выставок – общая черта всех музеев, от учреждений, занимающихся научными исследованиями для узкого круга специалистов, до крупных многопрофильных организаций, предоставляющих услуги самому широкому кругу людей.</p> <p>Выставки несут в себе музейную коммуникацию между намерениями организатора и впечатлениями посетителя. Объекты могут быть военными трофеями, диковинками из мира природы, шедеврами или структурированной средой, в представлении которых заложены материальные свидетельства намерений и ценностей создателя. Выявление и раскрытие этих свидетельств становится все более привлекательным занятием для некоторых музейных специалистов, критиков и социальных теоретиков. Намерения создателей экспозиций зачастую непрозрачны, скрыты от глаз общественности, а иногда даже неосознанны.</p> <p>Современные музеи – это и храм, и форум одновременно. Сосредоточение исключительно на рынок порождает статичную одинаковость, которая уже не подходит для нашего относительного мира. Создавать динамичные каналы для музейной коммуникации между теми, кто обладает знаниями и публикой может быть сложнее, но и интереснее. Приняв диалог между интересами сторон, мы лучше поймем, как каждая форма знания информирует другую, и, что особенно важно, сможем лучше сформулировать наши общие проблемы.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования:</strong> материалы музейных выставок, отечественные и зарубежные научные публикации. Методы исследования включают в себя анализ, интервью, наблюдения, отзывы посетителей и выставочные записи. В центре внимания рассмотрение роли и значения музейной коммуникации, диалога в выставках, а также изучение влияния экспозиции на различные аудитории, обычных посетителей и целевые группы.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/72 РОЛЬ ФОНДА В СОХРАНЕНИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РК) 2024-03-29T14:36:14+05:00 Айболат Хурметбек bula_zzz@mail.ru <p>В статье представлены сведения о фондовой службе Национального музея Республики Казахстан и ее ежедневном режиме работы, подготовке учетных документов, экспертном заключении по поступившим предметам. Фондовая служба состоит из отделов хранения, комплектования и учета. Основной политикой работы фонда является группировка, систематизация, формирование и сохранение культурных ценностей Казахстана в музейной коллекции, что и является важной частью деятельности музея.</p> <p>Очевидно, что сохранение экспонатов в музеях с учетом всех условий – это одно из главных пунктов, необходимых для сохранения самобытности страны, ее уникальных особенностей и неповторимой природы для будущих поколений. Поскольку известно, что духовная природа любого народа отражается в его материальном мире, а музеи, в свою очередь, являются главными хранителями богатого культурного наследия и художественных сокровищ страны.</p> <p>Деятельность Национального музея Республики Казахстан направлена ​​на реализацию основной миссии – сохранение и широкую пропаганду культурного наследия Республики Казахстан. В рамках &nbsp;статьи изучены&nbsp;&nbsp; следующие функции внутренней деятельности музея: комплектование, хранение, научно-исследовательская и реставрационная работа. При этом уделяется внимание рассмотрению деятельности Национального музея, направленной на сохранение культурного наследия,&nbsp; в пространстве музеев мира.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования: </strong>материалами иследования послужили музейные предметы, на осове которых раскрыт один из методов пополнения фондов –&nbsp; акция «Подарок музею». В этой связи в ходе исследования, на основе научного принципа историзма, музейная деятельность и характеристики входящих в музейную коллекцию предметов были раскрыты и описаны с использованием историко-типологического, историко-системного методов.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/73 ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА 50-Х ГОДОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (КОЛЛЕКЦИЯ ЛИСАКОВСКОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВЕРХНЕГО ПРИТОБОЛЬЯ, КАЗАХСТАН) 2024-03-29T15:09:49+05:00 Эмма Усманова Emmadervish2004@mail.ru Наталья Жиляева nat-lis@bk.ru <p>В Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья собраны образцы женской одежды, изготовленные провинциальными портными в 50-е годы. Крой женского платья на основе сложных лекал, использование тканей из натуральных волокон с принтом и природных расцветок придавали женскому костюму элегантность. Провинциальные портнихи стремились подражать мировым модным тенденциям. Стиль одежды советской женщины 50-х годов складывался после окончания Второй Мировой войны, когда на рынке потребления появились трофейные вещи европейских модных брендов. Современный же костюм 50-х годов включает элементы национальной одежды, отражая миграционные процессы в Казахстане.</p> <p>В статье раскрыта также особая роль женщин, приехавших из Харбина, оказавших значительное влияние на формирование стиля женской одежды. Именно под их влиянием женский костюм стал приобретать гламурный вид. Авторами на основе фондовой коллекции Лисаковского музея, которая содержит около двухсот образцов женской одежды, в том числе платьев, блуз, юбок из натуральных тканей, шляпок, платков, чулок, обуви и др., раскрыты также гардероб, манера одеваться и стиль моды женщин 50-х годов из советской провинции.&nbsp;</p> <p><strong>Материалы и методы исследования:</strong> использовались коллекции платьев, тканей, аксессуаров, которые хранятся в фондах Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья. Вещи внесены в систему каталога, описаны, имеют историю приобретения. Изучались коллекции журналов мод и книг по домашнему конструированию одежды, изданные в 50-60-годы в СССР. Реставрация одежды из коллекции позволила выявить особенности кроя и реконструировать лекала. Анализировалась семейная фотография с изображениями женщин в характерной одежде 50-х годов. Осуществлялся сбор воспоминаний о местных тенденциях в женской моде жителей провинции Костанайской и Карагандинской областей.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/74 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА ТАЛДЫСАЙ В МУЗЕЙНОМ НАПРАВЛЕНИИ 2024-03-29T15:14:15+05:00 Лаззат Сембинова sembinova_l@mail.ru <p>В настоящее время все более растет интерес к историко-культурному наследию, в том числе духовным и материальным ценностям, , историко-культурным территориям и историческим памятникам и объектам, значимым для сохранения и развития самобытности страны. Особое место в их числе принадлежит историческим комплексам, уоторые требуют решения вопросов от использования наследия к его освоению. В этой связи в культурном, да и духовном развитии общества музеефикация памятников, тем более историко-культурных комплексов имеет важное значение. Именно посредством музеефикации памятников истории и культуры как одной из признанных форм решаются вопросы их охраны, использования и сохранения.</p> <p>Статья посвящена использованию историко-культурного комплекса Талдысай в музейном направлении, что требует дальнейшего сохранения научно исследованных памятников и эффективного их использования в качестве объекта туризма. Показаны пути использования историко-культурного комплекса и на основе исследований ученых описывается значимость памятников каждого памятника комплекса. В ходе написания статьи приведены примерные результаты, вытекающие из сохранения и использования памятников комплекса, план управления как туристского объекта. Отражено социально-экономическое воздействие использования на регион.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования:</strong> Архив Института археологии им. А.Х. Маргулана, фонд Национального историко-культурного и природного музея-заповедника «Ұлытау», фонд Жезказганского историко-архелогического музея, Государственный архив города Жезказган и научные публикации.</p> <p>В ходе работы был использован комплекс классических методологических возможностей использования историко-культурного комплекса Талдысай в музейном направлении. Среди них, путем изучения архивных данных и материалов и отчетов из музейных фондов с помощью эмпирических методов исследования, использования научных публикаций, сбора данных была показана историческая ценность комплекса. Изучался находки и записи краеведов, относящиеся к комплексу, находящемуся в фондах музея региона. С помощью историко-сравнительного метода были рассмотрены пути использования комплекса Талдысай в качестве музейно-туристического объекта, имеющегося в мировой практике.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/75 МЕСТНЫЕ ПОДРАЖАНИЯ МОНЕТАМ ДИНАСТИИ ТАН В ДЕНЕЖНОМ ОБРАЩЕНИИ СЕМИРЕЧЬЯ 2024-03-29T15:18:48+05:00 Александр Камышев sakamih@mail.ru <p>Основным источником для изучения денежного обращения в Семиречье во времена правления карлуков являются нумизматические находки. Бронзовые литые подражания монетам династии Тан, которые получили широкое распространение в середине IX – начале Х вв., дают минимальную информацию о времени и месте их изготовления. Изучению были подвергнуты сначала Семиреченские местные подражания монетам династии Тан (330 экз.), собранные в восточной части Чуйской долины на городищах Ак-Бешим, Красная Речка, Шиш-Тюбе и Бурана. Монеты визуально были разделены по степени деградации монетного типа. Проведен сравнительный анализ подражательных монет с указанных городищ и находок с округи Тараза. В качестве разновидностей выделены несколько подражаний тюргешским монетам. Некоторые имитируют утяжеленные монеты с рунической буквой «r», похожей на букву «М», которая просматривается на реверсе. Подражания обычным тюргешским образцам имеют круглое отверстие и полностью оплывшую легенду. На основе статистического анализа разнообразных типов подражаний с городищ Чуйской и Таласской долин делается вывод об инициации их выпуска не государством (централизованно), а городскими властями для обеспечения нужд местных рынков.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/76 ПОВСЕДНЕВНАЯ ПОСУДА КАЗАХСКОГО НАРОДА 2024-03-29T15:24:27+05:00 Мира Ахмет www.mikontay@mail.ru <p>В настоящее время все больше активизировался интерес к традиционной культуре, его значению и роли в современном быту. Не менее интересны вопросы ее изучения с точки зрения его изготовления и практического использования, а также материалы, из которых они изготавливались.&nbsp;</p> <p>Отметим, что традиционное ремесло и промыслы казахского народа было неотъемлемой частью его культуры. Среди множества традиционных ремесел казахов можно особо отметить важность деревообрабатывающего ремесла. Именно оно и обеспечивало степняков различными предметами в их повседневной жизни, а также хозяйстве.</p> <p>В данной статье автором рассматриваются казахские традиционные ремесла, в частности, технология изготовления деревянных изделий казахскими мастерами. Автор акцентировал внимание на исследованиях деревянных сосудов, значении их этнокультурной значимости.</p> <p>В статье на основе хранящихся в фондовых коллекциях Государственного археологического музея-заповедника «Отырар» более 150 деревянных предметов разных периодов рассказывается об особенностях деревянных изделий казахских мастеров и их широком использовании в быту.</p> <p>Отметим, что все предметы домашней утвари в музейной коллекции, изготовленные из дерева собраны на основе многолетних этнографических экспедиций сотрудников музея и специальных пожертвований жителей региона.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования: </strong>Источниками исследования стали книги поступлений музея-заповедника «Отырар», документы научного архива областного музея, научные статьи и литература, необходимые для раскрытия темы.</p> <p>В статье основным методологическим принципом являлась опора на исторические источники, применялись описательные, ознакомительные, повествовательные приемы.</p> 2024-03-29T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ