https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/issue/feedНаучно-практический журнал MUSEUM.KZ2025-04-01T14:55:04+05:00Харипова Рашида Еримовнаrashida-75@mail.ruOpen Journal Systems<p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p>https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/126ШЕНГЕЛЬДИНСКИЕ ШЕЛКА: ФРАГМЕНТЫ УТРАЧЕННОГО ТЕКСТА2025-03-30T21:05:55+05:00Звездана Додеzvezdana.dode@gmail.com<p>До недавнего времени находки тканей из Чагатайского улуса оставались практически неизвестными специалистам в области археологического текстиля. В данной статье представлены результаты исследования шелковых тканей из фонда Центрального государственного музея Республики Казахстан (ЦГМ РК), датируемых концом XIII – началом XIV века, с тканым рисунком и полихромной вышивкой, определены их место и значение в контексте исторических источников.<br />Ткани были обнаружены в 1982 году в захоронении знатного кочевника, расположенном вблизи поселка Шенгельды в Алматинской области. На основании технологических, морфологических и семантических анализов, а также исторических параллелей, были выявлены особенности производства различных видов шелковых тканей, художественные особенности вышивки, организация декоративного оформления и места производства шенгельдинских шелков. Эти находки представляют собой значительный ресурс для исследования ткацких традиций XIII-XIV веков, а также международных связей эпохи монголов и применения panni tartarici в религиозной практике средневековой Европы. Они открывают новые горизонты для понимания культурных обменов и влияний, что делает их важным объектом для научного анализа.<br />Сравнительный анализ тканей и изобразительных источников показал, что композиции, вышитые на шенгельдинских шелках, имеют сходство с художественными образами, характерными для центральноазиатской родины монголов, и органично вписываются в контекст искусства Монгольской империи. Все текстильные фрагменты из шенгельдинского захоронения являются остатками одежды погребенного человека. Исследованные фрагменты шелковой одежды, в сочетании с изобразительными источниками, дают представление о разнообразии форм, декора и манеры ношения одежды среди монгольской элиты, что позволило, с использованием аналогий, реконструировать костюм чагатайского воина.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/127СНИЗУ ВВЕРХ – МАЛОМАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ АРХЕОЛОГИИ В ВЕНГРИИ2025-03-30T21:33:34+05:00Вера Майерикvmajerik@hotmail.comБорбала Ньириborinyiri@gmail.com<p><strong>Аннотация.</strong> Может ли общественная археология стать общей платформой и объединить раздробленное местное сообщество? Проект Общественной Археологии в деревне Эрдёбенье направлен именно на объединение различных социальных групп под эгидой археологии и местной истории. Программа разработана по принципу «снизу вверх», в первую очередь с целью заинтересовать детей, и привлекая молодое поколение она должна привлечь и взрослых. В рамках проекта была разработана серия мероприятий для широкой аудитории, направленных на изучение археологических и культурных традиций микрорегиона Земплен и на защиту стремительно исчезающего археологического наследия северо-восточной Венгрии.</p> <p>После смены режима в 1989 году Боркомбинат распался, и надежный доход, который он давал местным виноделам прекратился. Большинство семейных виноградников обанкротились, их земли скупили крупные винодельческие компании. Тем не менее, многие из них теперь принадлежат не местным жителям, горожанам, которые не вникают в рутину деревенской жизни. Даже сегодня основной доход местных жителей Эрдёбенье поступает от виноградарства, сельского и лесного хозяйства, как и многие небольшие сельские общины в этом районе. Эта ситуация побудила нас - потомков Эрдёбенье - 3 каким-то образом найти общую платформу, на которой два сегмента общины могли бы начать разговор. Мы надеемся, что наш энтузиазм к археологии может стать подходящим средством для достижения этого, с применением методологий, широко известных как общественная или публичная археология.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/128КОЛЛЕКЦИЯ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ – ЧЕГЕДЕК В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМЕНИ А.В. АНОХИНА2025-03-31T00:29:13+05:00Вера Кыдыеваvera.kydyeva@yandex.ru<p><strong>Аннотация</strong><strong>.</strong> Использование коллекции чегедеков в фондах Национального музея Республики Алтай для восстановления традиционной одежды алтайки. Чегедек – одежда-знак женщин кочевой части тюрко-монгольского мира. Легенда о происхождении чегедека от лебяжьего оперения. Современная одежда замужней алтайки в свадебном обряде. Способы украшения чегедека. Чегедек имеет специальный многослойный тяжелый подклад. В советское время его вытеснили из повседневного обихода, но он остается символом ремесленной культуры кочевников. Исследователи связывают костюм чегедек с поклонением синему небу в бурятских генеалогических легендах, с прекрасной девой в киргизских устных преданиях. Национальные костюмы формировались на протяжении веков и стали важной частью национальной культуры. Сегодня чегедек можно встретить среди национальных костюмов Алтая, его можно заказать в мастерских, занимающихся пошивом национальных костюмов. В статье рассматривается значение чегедека не только как повседневной одежды, но и как изделия ремесла, которое развивалось в зависимости от образа жизни, климата и социального положения народа.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/129НАУРЫЗ – ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ГОДА2025-03-31T00:33:27+05:00Рустембек Шойбековshoibekov@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> В статье рассматриваются истоки праздника Наурыз в связи с организацией жизнедеятельности и хозяйства казахского народа, описываются обычаи и традиции, связанные с Наурызом. Объясняется, что праздник Наурыз основан на равноденствии. Раскрывается понятие и значение названия Наурыз в казахском фольклоре.</p> <p>Выявлены локальные особенности традиций, обрядов и верований, связанных с праздником Наурыз, которые в целом возникли в связи с идеей уважения всей природы, жизни в единстве с ней, обновления и роста.</p> <p>Подчеркивается роль праздника Наурыз в регулировании взаимоотношений между людьми, укреплении этических норм, следовании многовековому укладу наших предков, сохранении целостности и единства страны. Целью исследования является анализ великого праздника года – Наурыз. В ходе исследования данной темы были обобщены и проанализированы сведения, представленные о празднике Наурыз в произведениях казахских поэтов-писателей. Это общий праздник как казахского, так и других кочевых тюркских народов. Данное исследование, несомненно, поможет сохранить и развить национальные ценности, особенно среди современного молодого поколения.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/130ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ И ИХ РОЛЬ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ2025-03-31T00:39:59+05:00Жанерке Шайгозоваzanna_73@mail.ruГалия Темиртон gt_csmrk@mail.ru<p><strong>Аннотация. </strong>Музей сегодня – это не просто хранилище артефактов, а целостное динамично развивающееся и постоянно меняющееся культурное пространство. В организации этого культурного пространства значимое место занимают визуальные стратегии (в частности, дизайн музейного пространства), которые на наш взгляд должны играть существенную роль в вопросах репрезентации национальной идентичности.</p> <p>В настоящей статье авторы стремились раскрыть современные тенденции визуализации музейного пространства на примере ряда известных музеев и обосновать их роль в формировании культурной идентичности у многочисленных музейных посетителей.</p> <p>Выяснено, что во многих музеях мира применяется ряд принципов проектирования дизайн-пространства, которые направлены на решение разнохарактерных задач. В первую очередь, эти задачи предполагают тщательное планирование музейного пространства с учетом потребностей аудитории, сочетающие захватывающие визуальные эффекты и глубокий, погружающий в атмосферу контент. Значимое место здесь занимает и такое понятие как «психология пространства», предполагающая не только создание комфортной среды, но и стремление организовать инклюзивные визуальные интерпретации контента, в данном случае репрезентирующие и разные стороны национальной идентичности. Кураторы и дизайнеры разных музеев мира стремятся разрабатывать мета- и микронарративы, которые делают контент глубоко содержательным и способствуют укреплению определенной национально-государственной парадигмы той или иной страны.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/131МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ2025-03-31T00:45:57+05:00Сакен ШаметовShayan_68@mail.ruБерик Байболовbaybol81@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> Статья посвящена анализу и классификации технологий внутримузейного общения, применяемых в мировой практике по музейной коммуникации. Анализируя такие понятия, как музейная педагогика, музейная психология, музейная социология, анализируются существующие теоретические, практические выводы учебной деятельности и ранее опубликованные научные статьи.</p> <p>Цель статьи-определить конкретные параметры музейной коммуникации и выделить основные принципы. Уточнение параметров общения, планирование, строгое соблюдение принципов «просвещения» - рассматриваются как основная форма музейной коммуникации.</p> <p>Цель статьи-определить конкретные параметры музейной коммуникации и выделить основные принципы. Уточнение параметров общения, планирование, строгое соблюдение принципов «просвещения» - рассматриваются как основная форма музейной коммуникации.</p> <p>Основная задача статьи-раскрыть научно-теоретическую сущность внутри музейного общения, проанализировать коммуникативные возможности музея, сформировать теоретическую основу организации взаимоотношений музея и посетителей как плановой научной работы. Основным видом музея является предоставление посетителям в определенной степени научной информации посредством использования экспозиции в качестве основного средства общения с посетителями, формирование системы образования и общения, отвечающей требованиям современного общества с учетом учебных программ образовательных учреждений.</p> <p>Содержание педагогических, психологических, социологических принципов в музейной коммуникации способствует удовлетворению духовных потребностей посетителей, а также является ключевым фактором в становлении музейного дела как отдельной науки, планировании будущей работы музея.</p> <p>В музейной коммуникации уточняется, на какие вопросы следует обратить особое внимание, чтобы представить образ с помощью невербального, то есть самостоятельного мышления без пояснительного текста.</p> <p>Сходства и особенности в практике мировых музеев в области коммуникации будут представлены в научный оборот с дифференциацией.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/132СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАХСТАНА2025-03-31T01:00:28+05:00Айбике Бокачёваaibike.sembi@gmail.comРахима Чекаеваrahima.chekaeva@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> Строительство архитектурных памятников в Центральном Казахстане основывалось на местных строительных традициях, на народном опыте, накопленном многими поколениями мастеров предыдущих периодов. К наиболее ранним типам мавзолеев в этом регионе относится мазар Домбаул, расположенный на левом берегу реки Кара-Кенгир в Улытауском районе Карагандинской области. По форме Домбаул напоминает юрту и сложен из серовато-розового плитняка-песчаника. Этот мазар соответствует низкому уровню развития строительной техники того времени из-за отсутствия достаточной практики в возведении монументальных зданий, но все же соответствует потребностям и запросам древнего общества, его религиозным воззрениям.</p> <p>Время осуждения и принадлежность мазара Домбаул точно не известны. Можно предположить, что он возник в VIII-X веках - в период проникновения ислама. Народная легенда приписывает его придворному музыканту Чингисхана, что, конечно, не соответствует времени возведения мазара. Домбаул известен нам как одно из самых ранних монументальных каменных сооружений Казахстана и представляет ценность для изучения истории развития народного зодчества как первый предвестник удивительно красивых и цельных средневековых памятников Казахстана.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/133ДАННЫЕ О ВАКФ И ХАЛИМ АБА2025-03-31T01:06:34+05:00Марат Туякбаевmarat.tuyakbaev.56@mail.ruТалгат Усеровuserovt79@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> В настоящее время многие виды продуктов питания забыты. В статье приводятся исторические данные о документе «Вакф» для мавзолея Амира Темира, Ходжи Ахмета Ясави и специально приготовленной пище «Алим аба». Кроме того, упоминается о единицах измерения и добавках, добавляемых в пищу. Данные из документов Вакфа в музейных архивах была сопоставлен и проанализирован с информацией из научных трудов по данной теме. Был составлен общий учет зерна, выделенного для приготовления пищи во время похода населением, занимающимся земледелием на берегах реки Сырдарьи. В научной работе описывается тюркская традиция приготовления пищи и выпечки хлеба «Халим аба», которая предназначалась для религиозных граждан разного социального слоя. Цель статьи – ввести в научный оборот новые данные о Вакфе и Халим Аба.</p> <p>Согласно легенде, распространенной среди местного населения, блюдо «Халим аба» готовится из семи видов зерен пшеницы и семи видов мяса. Местное оседлое население сажало все виды пшеницы, и каждый раз, приходя к мавзолею, все приносили свою продукцию, скотоводы - свой скот, а охотники - дичь. По пятницам до полудня готовилось особое блюдо под названием «халим», которое раздавалось верующим после пятничной молитвы, позже его подавали бедным и паломникам вместе с буханкой хлеба.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/134ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: НА ОПЫТЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «АЗРЕТ СУЛТАН»2025-03-31T01:09:49+05:00Агадил Турсыновturkistan@bilge.kz<p><strong>Аннотация. </strong>В статье рассматривается значение организации групповой деятельности в музеях в пропаганде историко-культурного наследия. В Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Азирет Султан» с октября 2024 года по февраль 2025 года будет изучаться организация клубной деятельности школьников. В статье анализируется эффективность программ дополнительного образования и особенности краткосрочных групповых занятий в музее-заповеднике, привлекающих обучающихся методами музейной педагогики. Результаты исследования способствуют повышению роли музеев в сфере образования и культуры, разработке новых подходов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия.</p> <p>В качестве объекта исследования была представлена работа кружка, организованного для учащихся при Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Азрет Султан». Занятия клуба проводятся в основном среди школьников в зависимости от возраста: учащиеся 7-8 классов; учащиеся 9–10 классов были разделены на две группы. Групповые занятия, которые проводятся систематически на основе заранее утвержденного тематического плана, состоят из теоретической и практической частей. В нем представлена информация об истории, прошлом и настоящем археологических памятников, входящих в состав Национального историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан», сведения об истории Туркестана и других памятниках региона. Занятия проводятся в отдельных группах, каждая из которых состоит из 8-10 учеников. Работа клуба была организована в свободное от учебы время учащихся, а в 2024 году был осуществлен первый набор в кружки «Юный археолог» и «Юный реставратор» среди школьников.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/135МОРАЛЬ И ЭТИКА В ХИКМЕТАХ ЯСАУИ И НАДПИСЯХ НА ТАЙКАЗАНЕ И ИХ СВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ НАУРЫЗА2025-03-31T01:13:09+05:00Абубакир Моллаканагатmollakanagat.as@gmail.com<p><strong>Аннотация. </strong>В статье анализируются морально-этические принципы в мудрости Ходжи Ахмета Яссави и эпиграфике «Тайказана», а также рассматривается их взаимосвязь. Наследие Яссави легло в основу духовной и этической основы тюрко-мусульманской цивилизации, способствует внутреннему совершенству человека, справедливости и добру. Эпиграфические надписи «Тайказана» отражают исламские ценности и этические нормы в обществе. В статье выявляются общие аксиологические принципы в этих двух культурных и духовных наследиях, анализируется их социокультурная роль в обществе. В статье также рассматривается значение учения Яссауи в современном казахском обществе и то, насколько его этические нормы соответствуют современным требованиям. Кроме того, в статье рассматривается связь праздника «Наурыз» с мудростью Ясави и надписями «Тайказана». Наурыз - праздник, прославляющий такие ценности, как единство, мир, щедрость и духовное обновление. Эти принципы также отражены в учении Яссави и эпиграфике «Тайказан»а. Принципы духовного очищения, милосердия, терпения и искренности в наследии Ясави созвучны сути праздника «Наурыз». Мудрость Ясави и эпиграфика «Тайказана» имеют большое значение в возрождении духовных и нравственных ценностей в современном обществе. Эти наследия играют важную роль в воспитании и этическом образовании молодежи, пропагандируя такие принципы, как справедливость, честность, доброта и духовная чистота.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/136ФИЛОСОФСКО - СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА2025-03-31T01:19:35+05:00Максат Магзумовmaksat.magzum@bk.ruАсем Муханбетasemm81@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> В статье дается обзор литературы по традиционным ремеслам, изданной в Казахстане. Результат показал, что было опубликовано одиннадцать атласов посвященной ремеслам деревообработке, из которых только две литературы были отобраны для обзора. Это «Атлас Центральной Азии. Казахстан» (2001) и «Атлас. Современные казахские ремесла» (2023). Собранные материалы из этой литературы связанные с ремеслом по дереву, рассматриваются с философской точки зрения через призму эпистемологии ремесла. Оба выбранных атласа содержат всестороннее описание традиционных ремесленных практик в Казахстане, включая технологию обработки дерева, орнаментальную символику и ее культурно-философский контекст. Также были в статье были рассмотрены трансформации в ремесленных практиках и социальный статус ремесленников. Содержание и объем этих атласов позволили нам выявить релевантную информацию относительно культурного значения деревообработки. Особое внимание также было уделено онтологическим, эстетическим и социальным аспектам искусства деревообработки, которое было унаследовано от наших предков. Была выявлена символика орнаментов, изображенных на традиционных деревянных изделиях, и проведен сравнительный анализ узоров. Целью статьи является уважение культурных ценностей и сохранение национальной идентичности в эпоху глобализации.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/137МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОТ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДО НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2025-03-31T01:24:13+05:00Гүлмира Атабаеваatabayevagulmira9@gmail.com<p><strong>Аннотация</strong>. В настоящее время музейная педагогика является значимой структурой музейной сферы. Благодаря этому реализуются структурные механизмы музея, экспозиция и экскурсия. Музейная педагогика объединяет три сферы – музеология, педагогика и психология.</p> <p>Музейная педагогика зародившись в XIX-XX вв. как структурное подразделение в европейских и американских художественных музеях, за короткое время достигла статуса научной дисциплины. В международной практике проводились систематические исследования по музейной педагогике, что способствовало формированию центров по его развитию. В результате музейная педагогика стала неотъемлемой частью музея, такой как фонд, экспозиция и экскурсия.</p> <p>Понятие музейной педагогики вошло в пространство музеев Казахстана в советский период. В настоящее время отечественные музеи реализуют образовательное направление своей работы в форме педагогических и культурно-просветительских мероприятий.</p> <p>Выявление актуальных проблем музейной педагогики в Казахстане путем рассмотрения процесса становления музейной педагогики является целью данной статьи. Уделяется внимание темпу развития музейной педагогики в Казахстане. Просветительская деятельность музеев направлена на воспитание и обучение подрастающего поколения. В этом контексте актуален анализ мирового опыта на основе изучения периода становления музейной педагогики.</p>2025-04-01T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZhttps://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/138ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЗНАЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУЗЕЕВ2025-04-01T14:55:04+05:00Нурсерик Жолбарысzholbarysnurserik@gmail.com<p>В статье исследуется практика назначения руководящих кадров в музеях Западной Европы через попечительские советы, а также в странах Восточной Европы и Центральной Азии посредством уполномоченных органов в сфере культуры. Целью исследования является внедрение современных методов отбора и назначения руководителей в отечественные музеи. В качестве примера успешной практики рассмотрены функции попечительских советов в музеях Великобритании и процесс проведения конкурсов концепций для выбора руководителей музеев в России и Узбекистане, по результатам которых назначаются директора музеев.</p> <p>Современная музейная практика свидетельствует о том, что западноевропейская модель управления музеем признана передовой. Назначение директора музея через конкурс концепций не только гарантирует прозрачность конкурсных процедур, но и оказывает значительное влияние на выработку стратегии развития музеев и достижение их долгосрочных целей. Применение аналогичного подхода в музеях Казахстана может способствовать формированию нового поколения квалифицированных управленцев в отечественной музейной отрасли.</p> <p>Для внедрения этого опыта может возникнуть необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры. В связи с этим, в статье представлен обзор актуальных законодательных и нормативных документов, касающихся отбора и назначения руководящих кадров в музеях Казахстана, а также предложены рекомендации по оптимизации данного процесса.</p>2025-03-31T00:00:00+05:00Copyright (c) 2025 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ