Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz <p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p> ru-RU rashida-75@mail.ru (Харипова Рашида Еримовна) museum.kz@mail.ru (Тынайкулова Молдир) Вс, 30 июн 2024 23:54:33 +0500 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В КАЗАХСТАНЕ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/77 <p><strong>Аннотация. </strong>В представленной в форме тезисов статье автор исследует предысторию политических репрессий в Казахстане, подчеркивая, что противостояние двух несовместимых взглядов – большевистского и алашского – в процессе реформирования казахской общественной жизни придало специфический характер политическим репрессиям. Примером служит жизнь состоятельного владельца фермерского хозяйства Хасена Акайулы, демонстрирующая, что политические репрессии стали губительной мерой для казахского общества.</p> <p>В статье освещаются вопросы, связанные с освобождением казахского общества от центральной зависимости, алашцы стали жертвами политических репрессий, сохранением национальных ценностей, а также представляются новые научные данные, основанные на архивных документах, относящихся к деятельности Хасена Акайулы в поддержку казахского национально-освободительного движения в 1909 году. Также статья раскрывает новые факты об активном участии Хасена Акайулы в написании Каркаралинской петиции. Автор подчеркивает, что Хасен Акайулы всю свою жизнь считал важной задачу показать казахам новую и полезную модель управления экономикой. В данной статье автор планирует рассмотреть деятельность Хасена Акайулы в контексте энергосистемы современности.</p> Мамбет Койгелдиев Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/77 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ЖЕНЫ «ВРАГОВ НАРОДА» (по материалам дел Хадиши Толебаевой №0631, Кульжамал Майлины №04613) https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/78 <p><strong>Аннотация.</strong> Цель исследования заключается в описании жизни членов семей «врагов народа», преследуемых Сталиным, на основе материалов секретного процесса НКВД. В статье освещаются злоупотребления тоталитарной системы в отношении супругов и членов семьи Мырзахана Толебаева и Майлин Беймбет, почетных граждан Алаша. Эти фактические документы впервые вводятся в научный оборот. Новизна исследования заключается в возможности рассмотрения проблемы в междисциплинарном контексте благодаря новым фактическим материалам из рассекреченных документов правоохранительных органов НКВД СССР. Документы в личном деле обвиняемых свидетельствуют о тяжелой жизни жен «врагов народа» в тюрьме и о преступлениях властной системы, которые препятствовали их восстановлению даже после освобождения. Публикация «Совершенно секретно» документов пополнит количество исследований по данной теме.В результате исследования автор приходит к выводу, что семейная история преданных людей, осужденных как «враги народа», не может быть ограничена небольшим объемом статьи, поскольку это одна из актуальных тем, которая еще предстоит полностью исследоваться в будущем.</p> Забира Мырзатаева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/78 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 «АЛАШСКОЕ ДЕЛО. 1920-1930 ГГ. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА, СФАБРИКОВАННОГО ОГПУ» (археографический анализ) https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/79 <p><strong>Аннотация.</strong> В данной статье представлен археографический анализ двух томов сборника документов «Алашское дело 1920-1930 гг. Отмечены виды документов, включенных в первый и второй тома книги, хронологические рамки, научно-справочно аппарат, подготовленный для каждого тома издания. Кроме того, были отмечены особенности отбора архивно-следственных документов, оформления текстов, их публикации.</p> <p>Цель статьи ознакомить с составом опубликованных в книге документов и особенностями археографической обработки. При публикации двух томов книги составительский коллектив поставил перед собой цель, во-первых, донести до сознания молодежи, будущих поколений противоречивую сущность эпохи, во-вторых, чтобы изгнанные люди не теряли веру в будущее, терпимость, силу духа, что бы ни случилось. В-третьих, раскрыли образ общества, которое они создали. Материалы, вошедшие в сборник, рассказывают о судьбе арестованных казахских националистов, характеризуют в целом трагический ХХ век, являются документами о событиях, произошедших в результате проведения антинародной политики.</p> Раушан Мирзакулова Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/79 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ КАЗАХОВ, ПЕРЕЕХАВШИХ В УЗБЕКИСТАН В 30-е ГОДЫ ХХ в. https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/80 <p><strong>Аннотация. </strong>В статье на основе архивных материалов рассматриваются причины и последствия политических репрессий в Узбекистане, произошедших в 30-е годы прошлого&nbsp; века, а также их последствия для казахов, вынужденно переехавших в Узбекистан. Актуальность исследования заключается в изучении советского периода истории Казахстана и Узбекистана, определение изученности тем политических репрессий в целом в исторической науке. Необходимо отметить, что в последние годы в Узбекистане реабилитировано свыше тысячи жертв репрессий советского тоталитарного режима, что позволило выявить и имена казахстанцев, волею судьбы оказавшихся в Узбекистане.</p> <p>В статье даны характеристики нескольких репрессивных казахстанцев, обвиненных в национализме и чьи имена стали известны лишь через много десятилетий спустя.</p> <p>Статья представлена в жанре «исторический портрет», в котором представлены страницы из политической, общественной или личной жизни «героя» на основании достоверных архивных и музейных источников. В основу статьи заложены исторические события из их жизни, участником которых был индивидуально представленный в исследовании «портретируемый» человек.</p> <p>Исследование может представить интересы в изучении исторических аспектов советской эпохи первой половины ХХ в.</p> Бахром Ирзаев Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/80 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/81 <p><strong>Аннотация. </strong>Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова – идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда». Жизнь, общественно-политическая, а также научная деятельность Алихана Букейханова – все это служило величию Казахстана. Он воплотил тот нравственный и политический выбор народа, который во многом благодаря ему воплотился в нормальном, без политических битв и кровавых разборок, пути развития государства Казахстан. Необходимо подчеркнуть исключительно позитивный вклад казахского лидера, который он внес в становление независимой государственности на первом самом сложном этапе нашей новой истории.</p> <p>В статье на широком научном и историческом материале раскрыта, как биография, так и общественно-политическая деятельность видного общественного и государственного деятеля, ученого, талантливого публициста, а также лидера и организатора&nbsp; национально-демократической партии «Алаш», главы первого казахского национального правительства «Алашорда» – А. Букейханова. Деятельность партии «Алаш», как известно, сформировала фундаментальную основу государственного обустройства казахской степи, предвосхитив будущее независимого Казахстана.</p> Ботагоз Куппаева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/81 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 СОВЕТСКИЕ ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ В КАЗАХСТАНЕ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/82 <p><strong>Аннотация.</strong> Тысячи казахстанцев, наказанных за политические преступления Советского Союза, отбывали наказание в «Карлаге», «Степлаге», «АЛЖИРЕ» и других структурах «ГУЛАГа». Жертвы политических преследований и их семьи, невинно оклеветанные родственники, приняли участие в развитии промышленности и сельского хозяйства в исправительно-трудовых лагерях страны, расположенных в центральной части Казахстана. Однако, для того чтобы точно определить, насколько преследования в этот период затронули население, необходимо изучить социально-демографические характеристики тех, кто подвергался репрессиям.</p> <p>Хронологические рамки истории наказания жертв политических репрессий в Казахстане охватывают 40-летний период существования лагерной системы с 1918 по 1958 годы. Однако основное внимание казахстанских исследователей сосредоточено на периоде с конца 1920-х до середины 1950-х годов. Именно в те годы в СССР была официально создана и начала функционировать система исправительно-трудовых лагерей, которая стала основным инструментом осуществления карательной политики Советского государства. Эта система охватывала все территории и народы Советского Союза, так как подразделения ГУЛАГа были размещены в каждой области СССР и во всех республиках Союза. Погружение в исторические данные, связанные с долгим периодом исследования этого сложного исторического вопроса, включая общие исследования, касающиеся множества регионов страны и мест, где располагались исправительно-трудовые лагеря, позволяет разрешить спорные аспекты проблемы, собрать различные точки зрения, обменяться мнениями и установить истину по данной теме.</p> Толкын Бекбаева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/82 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ УЛУСЕ (НАРОДЕ) ДЖУЧИ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/83 <p><strong>Аннотация.</strong> В первой половине XIII века результате завоевания Дашт-и Кыпчака и русских княжеств монголами эти территории вошли в состав западно-монгольского государства, именовавшегося в источниках Улусом Джучи, в современной историографии – Золотой Ордой. Первое наименование он получил, поскольку этим улусом Монгольской империи правили потомки старшего сына Чингисхана (годы правления 1206-1227) Джучи (ум. 1225). В статье анализируются сведения источников, написанных в пределах тюрко-монгольских государств монгольского и послемонгольского периодов, об идентификации народа Улуса Джучи (улус как люди). В частности, автором изучены сведения широкого круга средневековых ильханидских, тимуридских, шибанидско-узбекских, крымско-татарских, османских и казахских источников о том, как воспринимали современники идентичность населения Улуса Джучи. Автором обосновывается тезис о том, что встречающиеся в различных источниках обозначения населения Улуса Джучи такие как Джучи эли (Жошы елі), узбеки, татары и токмаки используются для всего населения и они подразумевают один и тот же народ. Кроме того, по мнению автора, современные казахи, предки которых идентифицировались с этими групповыми идентичностями в источниках, являются наиболее представительными потомками Улуса Джучи. В результате проведенного исследования автор остановился на различных мнениях относительно истории развития Улуса Джучи и унифицировал исторические данные, касающиеся периода существования улуса.</p> Джю-Юп Ли Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/83 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ СЮЖЕТА НА КУРИЛЬНИЦЕ ИЗ ЕРМЕНСАЯ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/84 <p><strong>Аннотация</strong>. В 1993 году в ущелье Ерменсай, при рытье погреба была случайно найдена бронзовая курильница. В центре которой изображено нападение двух волков на горного козла, на противоположных сторонах следят вороны, а на спинах волков имеются круглые отверстия. Вся композиция ориентирована по сторонам света. На бортике чаши 16 скульптурных фигурок барсов, идущих по кругу. Композиционный сюжет представляет широко распространённую облигатную форму симбиоза двух видов (волка и ворона), при котором взаимоотношение между организмами является жизненно необходимым для обеих сторон. То есть, в данном сюжете два волка используют двух воронов в качестве поставщика пищи, тогда как последние получают защиту от врагов или благоприятные условия. Два волка и вороны делят горного козла добычу друг с другом, где вороны в ожидании сидят рядом с волками. В данном случае сюжет иллюстрирует их в качестве следующих участников трапезы, потому что вороны способны привести стаю волков к падшему животному, однако они не в состоянии пробить клювом толстую шкуру горного козла (животного). Волки после трапезы оставляют часть добычи, то есть щедро делятся с воронами.</p> Сабыржан Балмагамбет Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/84 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 12-ЛЕТНЕГО ЖИВОТНОГО КАЛЕНДАРЯ САЯНО-АЛТАЙСКИХ И КАЗАХСКИХ КОЧЕВНИКОВ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/85 <p><strong>Аннотация.</strong> В статье проведен семиотико-сопоставительный анализ кочевых типов календаря Саяно-Алтайских тюркских народов и казахов. На сегодняшнии день данная тема актуален так как 12-летний зооморфный календарь кочевников Евразии, способствующий межличностному и межэтническому самосознанию и относящийся к сложной социокультурной форме регулирования человеческих отношений. 12-летний животный календарь тюркских народов (телеутов, тувинцев, казахов) представляет собой не только сложную систему культурной адаптации этих народов к среде обитания, но и выступает одним из важных культурных регуляторов их повседневной жизни.</p> <p>Цель исследования - провести сравнительно-семиотический анализ генезиса сакрального времени в виде 12-летнего животного календаря тюркских кочевых народов Южной и Западной Сибири. Новизна исследования определяется сравнительно-семиотическим анализом понятия сакрального времени в турецкой культуре, основанным на выявлении общих и различных форм и методов организации культурной жизни тюркских народов.</p> <p>Результаты исследования проведено по двум тематическим блокам: «Сакральное время в культурной жизни телеутов и казахов» и «12-летний звериный календарь как регулятор повседневной культуры тувинцев, телеутов и казахов».</p> Турсын Габитов, Чистан Аласов Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/85 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/86 <p><strong>Аннотация</strong><strong>. </strong>Представленная статья посвящена анализу и классификации музейных экспозиций и технологий, используемых в современной музейной практике. Это дифференциация ранее существовавших теоретических, практических выводов и научных статей исследовательской, проектной и образовательной деятельности.</p> <p>Цель статьи – подчеркнуть основные принципы определения конкретных параметров анализа. Уточнение параметров анализа, составление плана, строгое следование принципам «просветительства» – рассматривается как основная форма работы при анализе музейной экспозиции.</p> <p>Основная задача статьи – раскрыть научно-теоретическую сущность музейной экспозиции, проанализировать коммуникативные возможности музея, представить музейную экспозицию как явление, ставшее научно-популярными произведениями искусства. Основной задачей музея является предоставление посетителям определенной степени научной информации, подтвержденной реальными данными, посредством экспозиции, формирование системы образования и воспитания в соответствии с требованиями современного общества, с учетом учебных программ. образовательных учреждений.</p> <p>В экспозиции раскрывается, что содержание педагогических и психологических принципов способствует удовлетворению духовных потребностей посетителей, а анализ экспозиции является основным фактором становления музейного дела как отдельной науки.</p> <p>В структуре экспозиции уточняется, на какие проблемы следует обратить особое внимание, чтобы представить образ посредством самостоятельного размышления, без поясняющего текста.</p> <p>Предлагаются в научный оборот параметры создания экспозиции с дифференциацией сходств и особенностей в опыте создания экспозиции музеев мира.</p> Сакен Шаметов, Айгул Уркинбаева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/86 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЗИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ЗНАНИИ (на основе коллекции музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых) https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/87 <p><strong>Аннотация</strong>. Произведения графики, использовавшиеся для иллюстрирования научных изданий XIX века в области географии, истории и этнографии в наши дни дают возможность составить представление о формировании видения Центральной Азии в процессе научного освоения малоизвестных в европейском интеллектуальном пространстве территорий и культур. Понимание истоков вхождения этнокультурного стереотипа Центральной Азии в научное знание Европы особенно актуально в наши дни на фоне глобализации культуры. Цели и задачи данной статьи, однако, не сводятся к философскому анализу формирования представлений о Центральной Азии, а носят более практический характер, так как рассматривают конкретные произведения из собрания Областного Музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых и заполняют некоторые пробелы в изучении биографий их авторов. Временные рамки данного исследования выходят за пределы обычного столетия, поэтому для полноты понимания общей картины был выбран условный культурно-исторический период, именуемый как «Долгий XIX век». Некоторые сведения, приведённые в данной публикации, будут использованы для дальнейшей атрибуции упомянутых в статье произведений. Материалы статьи могут быть интересны искусствоведам, культурологам, преподавателям и сотрудникам музеев.</p> Ирина Рекида Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/87 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ МУЗЕЕ. ОСОБЕННОСТИ СКЛАДЫВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ СССР. (на примере «ГМЗ «Царицыно») https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/88 <p><strong>Аннотация. </strong>В статье дается краткий экскурс в историю Государственного музея-заповедника «Царицыно», созданного на закате советской эпохи, а также анализируются способы и пути комплектования фондов, связь с текущей политической ситуацией и решениями руководящих органов. Несмотря на небольшой период существования, музей пережил немало драматических моментов, приведших к изменению важнейшего направления его деятельности, – собирания и хранения значимых предметов художественного и культурного наследия.</p> <p>Формирование многопрофильной фондовой коллекции было обусловлено новой исторической реальностью, которая сложилась после распада единого культурного пространства – Союза советских социалистических республик (СССР). Коллекция декоративно-прикладного искусства народов бывших союзных республик, в том числе и Республики Казахстан, составляет важную часть собрания музея и включает различные виды традиционного и авторского искусства (керамика, текстиль, ювелирные изделия, художественный металл, дерево, фарфор).</p> <p>В статье проанализированы также основные черты и особенности коллекции декоративно-прикладного искусства, рассмотрена история и разные направления работы по комплектации коллекции в соответствии с концепцией музея. Особое внимание уделено наиболее значительным и интересным предметам, демонстрирующих разнообразие видов прикладного искусства; определена значимость и художественное качество коллекции.</p> Елена Офицерова Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/88 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 КОЛЫБЕЛЬ – ИСТОК ПРЕКРАСНОГО https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/89 <p><strong>Аннотация.</strong> В данной статье рассматриваются обычаи и обряды, связанные с укладываем младенца в колыбель, которая с древности по настоящее время играют огромную роль в укоренившихся традициях жизненного цикла человека. Колыбель воспринимается в сознании кочевника – кыргыза, как оберег ребенка, жилище в жилище, под покровительством Умай Эне, переходящего из лона матери в социальное и культурное пространство.</p> <p>Исследователи колыбели-качалок «бешик» приходят к мнению, что у кочевых народов она не меняла своей формы с древности, а именно с гуннского времени. Обычаи и обряды кыргызского народа, связанные с рождением ребенка и укладыванием его в колыбель сопровождаются цепью праздничных событий. Так, рождение ребенка сопровождается радостной вестью, а принесший первым эту весть, как правило, получает «сүйүнчү» – вознаграждение за радостное известие; увидевшие ребенка дают вознаграждение родителям, бабушке с дедушкой и другим членам семьи «кɵрүмдүк».</p> <p>В статье описаны одни из самых важных и торжественных событий в жизни новорожденного ребенка – обычай имянаречения, а также обряд укладывания с благопожеланиями в колыбельку-качалку – «бешикке салуу».</p> Сынару Алымкулова Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/89 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500 ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГАБИТА МУСРЕПОВА https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/90 <p><strong>Аннотация.</strong> Габит Мусрепов – писатель, литературный критик, публицист, драматург, большой прозаик-ученый изобразил очень важный период казахской литературы, написал художественные произведения, как художественную летопись жизни народа. Он-любимый писатель, широко навязанный казахскому народу. Каждый труд, исходящий из его пера, попадал в сердца читателя. Так как мастерство Габита Мусрепова в написании произведений, его богатое наследие, творческая лаборатория по мере того, как они исследуются, создают новые, новые темы, актуальными являются изучение таких тем, как связь жизненного пути и творчества писателя, творческая лаборатория писателя, тактика письма. Поэтому в целях определения специфических аспектов творчества писателя его творческую лабораторию рассматривали в целом. Среди них собственные обычаи, стиль написания каждого произведения писателя, его состояние в процессе написания, настроение, использованные изделия-все это отражается на творческой мастерской писателя. Подводя итоги исследований, было доказано, что сегодня для казахской литературы ценно всестороннее изучение творчества писателя в целом, его библиотеки, личных вещей, которые составляют ряд ценных экспонатов музея. В соответствии с темой было сформулировано научное значение тайны и истории экспоната в Доме-музее.</p> Жанар Таева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/90 Вс, 30 июн 2024 00:00:00 +0500