Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz <p>«MUSEUM.KZ» – международный рецензируемый научно-практический журнал, посвященный актуальным проблемам музеологии, музейного дела, охраны объектов культурного наследия, истории, источниковедения, археологии, нумизматики, этнологии, искусствоведения, культурологии и истории культуры. </p> <p>В журнале публикуются оригинальные, ранее не опубликованные работы исследователей на казахском, русском, английском языках.</p> <p>Научные работы, присланные для публикации в редакцию, проверяются на плагиат. В случае обнаружения плагиата работа к дополнительному рассмотрению не принимается.</p> <p>В журнале функционирует независимый институт рецензирования поступающих работ.</p> <p>Редакционная коллегия журнала включает в себя известных казахстанских и зарубежных ученых.</p> <p>Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами, разработанными Международным Комитетом по публикационной этике <a href="https://publicationethics.org/resources/code-conduct">Committee on Publication Ethics – COPE</a>, а также Этическими принципами публикации журналов Scopus (Elsevier). </p> <p>Основой политики журнала «MUSEUM.KZ» является принцип открытости издания для авторов и читателей.</p> <p>Материалы журнала «MUSEUM.KZ» доступны по лицензии <a href="http://creativecommons.ru/licenses">Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0, лицензия «С указанием авторства»)</a>.</p> ru-RU rashida-75@mail.ru (Харипова Рашида Еримовна) museum.kz@mail.ru (Тынайкулова Молдир) Вт, 31 дек 2024 17:36:26 +0500 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ДОЛИНЫ РЕКИ КЕГЕНЬ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/108 <p><strong>Аннотация. </strong>В статье представлена история изучения Кегенской долины начиная с конца XIX века и до настоящего времени. Целью исследования является анализ опубликованных исследований, архивных источников, а так же сопоставление их с современными мaтеpиалами, для получения представления об уже изученных памятниках. Актуальностью историографического исследования является систематизация археологических материалов Кегенской долины.</p> <p>Показаны результаты исследований памятников Кегенской долины, проведенные в 1979-2023 гг. археологической экспедиции Центрального государственного музея РК, вкупе с результатами более ранних исследований доказывающие, что памятник характеризуется особой уникальностью и редкостью: наслоением нескольких культурных и исторических пластов, включающих памятники от стоянок первобытных людей до памятников городской культуры средневековья. Новые археологические, этнографические, исторические и иные материалы, полученные в результате исследований памятников Кегенской долины, позволяют раскрыть особенности исторических процессов Жетысу в контексте освещения развития материальной, духовной культуры с глубокой древности (палеолит) до нового времени. В процессе работы особое внимание было уделено также учетной документации как музейного источника, отражающей историю формирования коллекций, а также и другие аспекты бытования предметов в музейных фондах.</p> Рашида Харипова, Набира Торежанова, Ольга Мякишева, Мухамедгали Шергазынулы, Жангелди Суиндик Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/108 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 КАМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (НУКЛЕУСЫ) ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА В МАНГЫСТАУ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/109 <p><strong>Аннотация.</strong> Статья посвящена палеолитическим каменным орудиям (нуклеусам) Мангистауской области. Многие из них находятся на хранении в фондах областного историко-краеведческого музея. Автор высказывает предположение, что найденные в ходе археологических исследований нуклеусы относятся к среднему и позднему палеолиту Мангистау. Общая особенность,&nbsp; найденных на стоянке Шебир и переданных в коллекцию музея, более пяти тысяч нуклеусов – овальная форма. Широта сферы применения данного орудия труда говорит, что оно является отражением уровня сознания человека.&nbsp; Благодаря географическому положению Мангистауской области, природная особенность в большинстве случаев оказывает большое влияние на хорошую сохранность историко-археологических памятников. Можно сказать, что степень изученности палеолитических артефактов на территории региона значительно ниже, чем среднего и позднего каменного века. Однако такая ситуация не означает, что история населения Мангистау не может быть прослежена до каменного века. Напротив, более глубокое изучение среднего и позднего каменного века стимулирует интерес к палеолиту, где признаки жизни были и раньше. Несмотря на то, что нахождение палеолитических нуклеусов в Мангистау является большой археологической удачой, степень их изученности остается низкой.</p> <p>Найденные в 60-х годах прошлого века нуклеусы были собраны геологическими исследовательскими экспедициями во время СССР. Эти материалы позволят в будущем реализовывать исследовательские проекты, охватывающие всю собранную информацию, их анализировать, дополнять и корректировать. Большое количество найденных нуклеусов дает возможность предположить, что «В Мангистау первобытные люди появились 1 млн. лет назад».</p> Нурбек Тугелбай Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/109 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ЧАША И ПАТЕН ТОМАЙМОНОСТОРЫ: ТАЙНЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО АББАТСТВА В ВЕНГРИИ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/110 <p><strong>Аннотация</strong><strong>. </strong>Летом 2024 года археологи обнаружили первозданную серебряную чашу и диск в могиле недалеко от святилища средневековой церкви бенедиктинского аббатства в Томаймоношторе, Венгрия. Находки, датированные 1230-ми годами на основе археологического контекста и стилистических особенностей, представляют собой исключительный образец средневекового венгерского церковного искусства и литургической практики. Так, чаша из чистого серебра 97% сочетает в себе ранний романский и готический стили, а на диске диаметром 6 см изображен редкий мотив «Hand of God» (Длань Господня). Это место имеет важное значение из-за его связи, как с ранними кланами печенегов, так и с более поздними половецкими поселениями, что позволяет предположить возможную роль комплекса в христианской миссионерской работе.</p> <p>История этого места восходит к XI веку: раннюю ротонду позже заменили трехнефной церковью аббатства. Это открытие дает беспрецедентное представление о средневековом венгерском ювелирном деле, религиозных практиках и сложных отношениях между местной знатью, церковными властями и кочевыми народами в регионе.</p> Габор Вирагош Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/110 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 СВЕДЕНИЯ О КЛАДЕ БУЛГАРСКИХ МОНЕТ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVВ. ИЗ ЧИСТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА ТАТАРСТАНА https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/111 <p><strong>Аннотация</strong>. В научный оборот вводится клад булгарских монет первой четверти XV&nbsp;в., найденный в Чистопольском районе Татарстана. Общее количество – 423 экземпляра с именами золотоордынских ханов Шадибека, Пулада, Тимура, Джалал ад-Дина, Кибака, Чекре, Дервиша и Мухаммада (Хаджи-Мухаммада). Монеты клада укладываются в хронологический интервал с 1402 по 1420 гг. Проведен сравнительный анализ метрологии булгарских монет с привлечением для сравнения материалов ранее изданных кладов XV в. – Измерского и Тетюшского. Установлено, что в период первых двух десятилетий XV в. указной вес булгарских монет постепенно понижался – от 0,77 г при Шадибеке до 0,57 г при Дервише. Для сравнения авторы привлекли сведения о весе дирхамов синхронных выпусков южных монетных дворов. Выяснено, что вес южных серебряных акче также понижался со временем от 1,12 г (при Шадибеке) до 0,98 г (при Кибаке). При этом по весу соблюдалось соотношение «2 дирхама южной чеканки = три акче булгарской чеканки». Клад является ценным источником по истории Булгарского вилайата в XV в.</p> Алексей Бугарчев, Павел Петров Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/111 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ЗАМЕТКА О ГОДЕ СМЕРТИ МИРЗЫ ХАЙДАРА https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/112 <p><strong>Аннотация.</strong> Общепринято, что Мирза Хайдар Дуглат умер в Кашмире в 958/1551 году. Эта датировка, предположительно, основана на описании в персидской хронике, составленной при дворе третьего императора Великих Моголов Акбара, Табакат-и Акбари Низам ад-Дина Ахмада. Напротив, две персидские провинциальные истории из Кашмира, Тарих-и Кашмир Сайида Али и Бахаристан-и Шахи, оба содержат более ранние даты его смерти, т.е. 7 или 8 числа месяца Зуль-Када, 957/17 или 18 ноября 1550 года. В этой статье проводится анализ предыдущих исследований и рассматриваются письменные и нумизматические источники, которые были менее изучены на сегодняшний день. Персидская монодия, вырезанная на надгробии гробницы Мирзы Хайдара, и монеты, выпущенные в 1550-х годах, подтверждают, что он умер в 957/1550 году. Насколько мы просматриваем раздел о правлении Мирзы Хайдара над Кашмиром в Табакат-и Акбари, вероятно, что его хронология смещена на один год относительно исторических событий в 949 году по хиджре, из-за чего произошла неверная датировка Мирзы Хайдара в этой хронике. Тот факт, что в «Акбарнаме» Абу аль-Фазла также говорится, что Мирза Хайдар умер в 958/1551 году, остается нерешенным.</p> Сатоши Огура Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/112 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ИССЛЕДОВАНИЯ ХАЛЕЛА АРГЫНБАЕВА О ВЛИЯНИИ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД И МАТЕРИАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ КАЗАХСКОГО НАРОДА https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/113 <p><strong>Аннотация</strong><strong>. </strong>Халел Аргынбаев (1924-1998) – уроженец Баянаульского района Павлодарской области, ученый-этнограф, историк, внесший огромный вклад в развитие этнографической науки в Казахстане. В своей работе «Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов в середине XIX и начале XX веков» раскрыл последствия инноваций, произошедших в казахском обществе в этот исторический период.</p> <p>Говоря о реализации Столыпинской аграрной реформы в Казахстане, следует сказать и о том, что власти зачастую не учитывали интересы и права коренного населения. Ведь, переселенцы получали земли, отнятые у местных жителей. Причем изымали самые плодородные наделы, а испокон веков живших на них казахов переселяли на малопригодные для земледелия или скотоводства земли.</p> <p>Исследования Х. Аргынбаева по материальной культуре казахского народа являются актуальными и в настоящее время. <strong>&nbsp;</strong>В статье описаны изменения в хозяйственном укладе казахского народа после столыпинской реформы и переселенческой политики Царской России, а также миграционные процессы, изменившие количественный и национальный состав народа. Кроме того, в результате колонизации казахских земель Императорской Россией казахи научились косить траву, заготавливать корм для скота зимой, а торгово-экономические связи местных казахов с казакскими войсками, поселившимися в казахских степях, возникли из необходимостьи на тот период. Автором, наряду с бурным развитием городской культуры и кочевничества, также уделено внимание истории открытия местных библиотек и музеев.</p> Гульжайнат Алиева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/113 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ПИСЬМА ХАЛЕЛА АРГЫНБАЕВА КАК ОБЪЕКТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/114 <p><strong>Аннотация. </strong>В статье обобщены основные сведения о научной деятельности крупного казахского ученого-этнографа Халела Аргынбаева, в том числе научных трудах, посвященных изучению истории&nbsp; и культуры казахского народа, а также его письма, написанные им в 90-е годы ХХ в. в ответ на письменное обращение группы научной и творческой интеллигенции Павлодарской области с просьбой о помощи в научно-методологической (теоретической) поддержке и практическом воплощении форм народно-прикладного искусства казахского народа. Ученым были даны ответы на многие вопросы, а также ценные советы по организации научно-практических этнографических исследований, переданы почтовые бандероли с авторскими трудами и др. Сохранившиеся несколько писем ученого, ставшие частью его эпистолярного наследия имеют и в наши дни важнейшее значение в изучении его творческого и научного наследия.</p> <p>Исследование направлено на популяризацию вклада Х. Аргынбаева в становление и развитие этнографической науки Казахстана, а также демонстрацию биографических и фактологических данных об ученом, отражающих его вклад в развитие прикладной этнографии, истории Казахстана.</p> Сагиндык Салмурзин , Галия Темиртон Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/114 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА НА КОЖНЫХ УЗОРАХ ПАЛЬЦЕВ И ЛАДОНИ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/115 <p><strong>Аннотация.</strong> В современной физической антропологии значительное место уделяется изучению кожных узоров пальцев и ладони. Дерматоглифические данные содержат важную информацию при изучении этногенетических процессов современного неселения. В данной статье было проведено комплексное дерматоглифические исследование казахского народа. Собранные материалы казахов были сгруппированы на субэтнические и территориальные. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы, что субэтнические группы (Старший, Средний, Младший жузы) мало различаются между собой. Только у представителей Младшего жуза повышена монголоидные элементы, но они не конкретизированы статистически.</p> <p>Также среди территориальных групп (восточная, северная, западная, центральная, южная), у казахов Центрального Казахстана понижены восточные компоненты. По всем изученным дерматоглифическим показателем казахская популяция в субэтническом, территориальном отношении представляет гомогенную популяцию на территории Казахстана.</p> Кулян Сихымбаева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/115 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 МИРЗА КАДЫМ ИРАВАНИ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/116 <p><strong>Аннотация.</strong> В статье рассматриваются этапы жизни и творческой деятельности азербайджанского художника Мирзы Кадыма Иравани (1825-1875). Учитывая создание им в середине XIX века портретных настенных панно маслом на холсте во время реставрации Сардарского дворца в Ираване (позднее разрушенного до основания), Мирзу Кадыма Иравани принято считать основоположником азербайджанской станковой живописи. Автор приводит сведения об этом этапе творчества художника, увязывая этот крупный и довольно почетный государственный заказ с исторической ситуацией того времени в регионе, анализирует некоторые из тех полотен, заменивших во время реставрации дворца утраченные фрески – ныне эти полотна хранятся в Государственном музее искусств Грузии. Они сравнительно недавно были представлены широкой публике после реставрации, проведенной специалистами Азербайджанского национального музея искусств. В статье также подробно рассматриваются некоторые из немногочисленных сохранившихся до наших дней станковых и декоративно-прикладных работ художника в различных техниках – прежде всего те, что хранятся в Азербайджанском национальном музее искусств, приводятся доказательства их новаторского характера, связывающего искусство каджарского периода с европейскими принципами искусства.</p> Ширин Меликова Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/116 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ТРАДИЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ КАЗАХСКИХ ВОИНОВ XVII–XVIII ВВ. ИЗ ФОНДА АКТЮБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/117 <p><strong>Аннотация. </strong>Статья посвящена изучению традиционного вооружения казахских воинов XVII–XVIII вв., представленному в коллекции Актюбинского областного историко-краеведческого музея в оригинальном виде. В исследуемой коллекции представлены различные виды оружия, такие как луки и стрелы, копья, сабли, кинжалы и элементы защитного снаряжения, включая кольчуги. Эти виды оружия были изготовлены среднеазиатскими, иранскими, местными мастерами. Особое внимание уделяется конструктивным особенностям и декоративному оформлению каждого вида оружия, а также физическим характеристикам артефактов. Например, подробно рассматриваются наконечники стрел и копий, их форма и особенности изготовления, а также сабли с уникальными характеристиками, что позволяет установить связь с мастерскими Средней Азии и Ирана. Кроме того, анализ кольчужных доспехов и их конструктивных особенностей, таких как тип колец и способы соединения, позволяет уточнить их датировку и происхождение. Ранее не исследованные в научной литературе материалы открывают новые перспективы для изучения эволюции казахского вооружения и его роли в военной культуре. Данное исследование имеет значение для археологов, этнографов, историков и оружиеведов, изучающих культурное и военное наследие Казахстана.</p> Фархад Мустафин Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/117 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 СИНГАПУРСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКИХ МУЗЕЕВ: НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/118 <p><strong>Аннотация. </strong>В данной статье на основе личного опыта автора, полученного в ходе совершенной в Сингапур командировки с целью повышения квалификации, ведется разбор сингапурских технологий и методов работы с посетителями в научных, а также музейно-выставочных учреждениях. Современные технологичные и инновационные методы рассматриваются сквозь призму казахстанских реалий, автором даются идеи и конкретные предложения по совершенствованию существующих экспозиций на базе отечественных музеев. Огромная роль уделяется работе с подрастающим поколением: обучение культуре поведения в музеях и этике, посредством игровых и обучающих методик, современных технологий и инструментов (VR-очки, дополненная реальность, погружение в среду и др.) вызвать интерес молодежи к познанию науки, естествознания. Через работу тематических научных центров выработать у посетителей навык посещения подобных досуговых мест.</p> <p>Для музейных работников ценность представляет богатый опыт Сингапурского научного центра, а именно направления, связанные с организацией выставок, привлечением посетителей. Отдельного внимания заслуживают центры для молодежи, являясь, с одной стороны, как местом для времяпровождения, так и активным способом коммуникации с посетителями: местным населением и гостями из зарубежных стран.</p> Елена Кубашева Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/118 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ КАЗАХСТАНА: ПОКАЗАТЕЛИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/119 <p>В статье представлены результаты мониторинговой работы по определению показателей развития музеев Казахстана. Мониторинговая работа проводилась в 2022-2023 годах Координационно-методическим центром развития музеев Казахстана Национального музея Республики Казахстан. Коллектив авторов провел исследование основных направлений музейной работы в Казахстане и представил данные, связанные с развитием и проблемами в этой сфере. В частности, по вопросам определения направлений музеев, работы по хранению и реставрации музейных предметов, показателей музейной научно-исследовательской и культурно-образовательной работы, социального состава сотрудников, проблем развития музейной цифровизации и интернет-ресурсов, рассмотрены проблемы выставочной и реэкспозиционной деятельности, а также даны рекомендаци по решению вышеназванных вопросов.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Статья написана на основе мониторинговых документов, собранных в музеях Казахстана в 2022-2023 гг., а также заключений, опубликованных Национальным бюро статистики РК по отраслевым показателям. В этот перечень не вошли музеи высших учебных заведений и школьные музеи, музеи, открытые при учреждениях и организациях, но не функционирующие как самостоятельные музеи (корпоративные музеи). Таким образом, для определения показателей были выбраны государственные учреждения и организации, являющиеся самостоятельными учреждениями со статусом музеев. В ходе исследования использовались методы проведения опроса, анализа результатов опроса и исторического сравнения.</p> Нурсерик Жолбарыс, Бакытжан Калнияз, Даулет Жайлыбаев Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/119 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500 ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА Концепция построения музейной экспозиции «Музей Райымбек-батыра в г. Алматы» https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/120 <p>Введение<br>Музей Райымбек-батыра будет расположен на территории Алмалинского района, на проспекте Райымбека, 196 А.<br>Данный участок является для казахов сакральным местом. Согласно передаваемой поколениями устной традиции, на этом месте во второй четверти XVIII века был захоронен великий сын казахского народа, один из руководителей казахского ополчения в освободительной войне против джунгарского нашествия в казахские степи в XVII-XVIII вв. Райымбек батыр.<br>В 1981 году здесь была установлена гранитная стела высотой 15 м. В 1994 году по инициативе историко-этнографического общества «Райымбек», воздвигнут мавзолей над захоронением. Рядом с мавзолеем установлена статуя легендарного белого верблюда, на котором, согласно легенде, свой последний путь совершил Райымбек-батыр.<br>В 2017 году постановлением Акимата города Алматы №4/395 от 3 октября 2017 года мавзолей Райымбек-батыра вместе с прилегающей территорией был передан в коммунальную собственность города Алматы и принят в оперативное управление КГКП «Объединение музеев г. Алматы» в марте 2018 года. Общая площадь переданного под музей участка, вместе с мавзолеем составляет 0, 2713 га. В настоящее время завершается работа над проектом мемориального комплекса «Райымбек-батыр» с расположенным зданием музея общей площадью 873, 9 кв. м, площадь экспозиции 261 кв. м.</p> Нурлан Атыгаев, Ляззат Сагиндикова, Ербулат Ауэзов Copyright (c) 2024 Научно-практический журнал MUSEUM.KZ https://journal-museum.kz/index.php/muzkz/article/view/120 Вт, 31 дек 2024 00:00:00 +0500