ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ «ВЕРА» И «ЗНАНИЕ» В ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2025.11.11Ключевые слова:
культурфилософская парадигма, лингвофилософия, лингвокультурология, аксиология, концепты «Вера» и «Знание», языковая картина мираАннотация
Научная статья рассматривает лингвофилософские и лингвокультурологические концепции и посвящена константам тюркской культуры, комплексному анализу концептов «Вера» и «Знание» и особенностям их функционирования на материале литературных памятников эпохи тюркского ренессанса. В статье на основе концептуального анализа представлена языковая картина мира, репрезентируемая поэтами-философами Юсуфом Баласагуни, Махмудом Кашгари, Ахметом Югнеки, Ахметом Яссави, содержание которой составляет «ядро» тюркской духовной культуры.
Приоритетное значение в данном исследовании принадлежит анализу духовно-религиозных оснований традиционной культуры древнетюркских народов, цивилизационным фундаментом которого является тенгрианство. Во-первых, углубленное рассмотрение философско-методологических вопросов изучения духовно-культурных основ древнетюркской цивилизации, во-вторых, анализ процессов взаимодействия тенгрианства с другими религиозными системами, в-третьих, новое философское осмысление памятников древнетюркской письменности, а также творчества тюркских поэтов-мыслителей, заложивших основы духовной культуры тюркоязычных народов обусловлен необходимостью разносторонне подходить к реставрации истоков культуры тюркских народов. Концепты «Вера» и «Знание» отражают сложную систему духовно-нравственного и морально-этического измерений языковой картины мира и внутренней, духовной жизни личности. В то же время, данные феномены, особенно в плане диахронического аспекта, еще не получили достаточного освещения в рамках лингвофилософии и нуждаются в дальнейшем многоаспектном изучении.
 
						 
							



