МУЗЕИ «ҒЫЛЫМ ОРДАСЫ» КАК НАУЧНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР АЛМАТЫ
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.05.05Ключевые слова:
музей, наука, культура, историко-культурное и научное наследие, памятник, архитектуры, досуг, популяризация, экспонаты, выставки, коллекции, музейные экспозиции, туризм, посетителиАннотация
В статье раскрыта роль музеев Республиканского государственного предприятия «Ғылым ордасы», занимающихся хранением, изучением и публичным представлением музейных экспонатов и музейных коллекций, обеспечивающих популяризацию богатого научного, историко-культурного и природного наследия страны, осуществляя научно-исследовательскую, образовательную и культурно-просветительскую деятельность. Музеи Ғылым ордасы занимают особое место в системе музееведения Казахстана. Сосредоточенные в музейных фондах уникальные экспонаты и артефакты не имеют аналогов по республике и выставлены в единственном экземпляре. Уникальные артефакты и экспонаты музеев Ғылым ордасы были представлены в более, чем 20 странах мира. В статье рассматривается этапы становления музеев, расположенных в памятнике архитектуры как научно-образовательных и культурных центров страны, в которых хранятся загадочные и уникальные экспонаты природы, истории и культуры Казахстана. Дается характеристика редких экспонатов, хранящихся в музеях «Ғылым ордасы». Экспонаты и экспозиции музеев хранят и популяризируют богатое историко-культурное наследие народа. Достояние нации, накопленное веками, должно быть передано грядущему поколению сохраненным и дополненным. День сегодняшний уже завтра будет историей, и от того, какими делами будет наполнен этот день, зависит память о нас в будущем. Алматы является научным, культурным и образовательным центром страны, и музеи Ғылым ордасы соответствуют высокому статусу города. Они играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, выполняя большую образовательно-воспитательную функцию.
Материалы и методы исследования. В качестве источников для написания статьи были использованы научные материалы по музейному делу, материальной и духовной истории Казахстана, а также исторические данные по изучению культурного, природного и научного наследия страны.
В рамках исследования были использованы традиционные методы, применяемые в изучении выбранной источниковой базы. Это в основном контекстуальный, описательно-повествовательный методы, основанные на сборе и анализе необходимых данных, перечня характеристик предмета исследования.
Изучение направлений развития музеев в современное время выполнено путем обнаружения аналогий и отличий в их культурно-социальной принадлежности и значимости. Исследование осуществлено также на основе применения сравнительно-исторического, типологического методов в качестве манеры и стиля изложения исторических фактов.