ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ МУЗЕЕВ АРХЕОЛОГИИ И В ОБРАЗОВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.05.06Ключевые слова:
медийное пространство, музеи, археология, Центральный Казахстан, образование, ценности, знания, технологииАннотация
В данной статье рассматриваются примеры использования медийных технологий в музеях археологии и в образовании. Авторы подчеркивают, что использование медийных технологий в музеях и в образовании может значительно увеличить доступность знаний по древней истории и археологии, привлечь новую аудиторию. Однако необходимо учитывать, что такой подход может быть неэффективен без должной подготовки и организации: проведен анализ преимуществ и недостатков. Выявлены факторы, влияющие на повышение интереса к древней истории и археологии Центрального Казахстана, качество обучения и образования. Результаты, описанные в статье, основаны на опросе более 600 студентов университета (194 студента университета с казахским языком обучения, 439 студентов – с русским) с целью выявить уровень их осведомленности об историко-культурном наследии Казахстана. Суммарная оценка, сформированная с помощью анализа мнений респондентов об опубликованных в интернете музейных подкастах и сторителлинге, позволяет сделать вывод о высоком социокультурном, мотивационном и обучающем потенциале данного контента в культурно-воспитательной работе музея археологии и в образовательной деятельности. Благодаря медийным технологиям активизировался диалог «музей-студент» на долгосрочной основе, что послужило дополнительным стимулом для экскурсий в музей археологии.
Материалы и методы исследования: в ходе написания статьи были использованы материалы проведенного авторами статьи социологического опроса. Анонимное интервью включало десять вопросов, раскрывающих отношение респондентов к историко-культурному наследию нашей страны, степень их осведомленности об открытиях археологов в Центральном Казахстане и их презентации в музейной деятельности. Методы статистики позволили проанализировать данные этих интервью и использовать их при внедрении медиатехнологий в музее. Для отбора материала при составлении сценариев музейных подкастов использовался комплексный и системный подход, метод анализа-синтеза и принципы логики. Детальный историографический анализ более ста пятидесяти научных источников способствовал формированию качественного контента. Сравнительно-исторический метод позволил конкретизировать информацию по выбранной тематике об объектах культурного наследия Центрального Казахстана. Благодаря использованию QR-кодов, как инструмента цифровизации, музейные подкасты были интегрированы в учебные и методические пособия, карты, открытки и другую сувенирную продукцию, что свидетельствует о важности совокупности технического и гуманитарного знания в музейной работе. Сотрудничество музейных сотрудников с преподавателями факультета иностранных языков расширило применение методов междисциплинарного характера в культурно-образовательной деятельности.