КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ МУЗЕЕ. ОСОБЕННОСТИ СКЛАДЫВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ СССР. (на примере «ГМЗ «Царицыно»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.06.12

Ключевые слова:

музееведение, ГМЗ «Царицыно», музейные коллекции, экспонат, комплектование фондов, экспозиция, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, народное искусство

Аннотация

Аннотация. В статье дается краткий экскурс в историю Государственного музея-заповедника «Царицыно», созданного на закате советской эпохи, а также анализируются способы и пути комплектования фондов, связь с текущей политической ситуацией и решениями руководящих органов. Несмотря на небольшой период существования, музей пережил немало драматических моментов, приведших к изменению важнейшего направления его деятельности, – собирания и хранения значимых предметов художественного и культурного наследия.

Формирование многопрофильной фондовой коллекции было обусловлено новой исторической реальностью, которая сложилась после распада единого культурного пространства – Союза советских социалистических республик (СССР). Коллекция декоративно-прикладного искусства народов бывших союзных республик, в том числе и Республики Казахстан, составляет важную часть собрания музея и включает различные виды традиционного и авторского искусства (керамика, текстиль, ювелирные изделия, художественный металл, дерево, фарфор).

В статье проанализированы также основные черты и особенности коллекции декоративно-прикладного искусства, рассмотрена история и разные направления работы по комплектации коллекции в соответствии с концепцией музея. Особое внимание уделено наиболее значительным и интересным предметам, демонстрирующих разнообразие видов прикладного искусства; определена значимость и художественное качество коллекции.

Биография автора

Елена Офицерова, Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Cтарший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»

Опубликован

2024-06-30