МИРЗА КАДЫМ ИРАВАНИ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.08.09Ключевые слова:
Мирза Кадым Иравани, Сардарский дворец, Азербайджанский национальный музей искусств, Государственный музей искусств Грузии, каджарская живописьАннотация
Аннотация. В статье рассматриваются этапы жизни и творческой деятельности азербайджанского художника Мирзы Кадыма Иравани (1825-1875). Учитывая создание им в середине XIX века портретных настенных панно маслом на холсте во время реставрации Сардарского дворца в Ираване (позднее разрушенного до основания), Мирзу Кадыма Иравани принято считать основоположником азербайджанской станковой живописи. Автор приводит сведения об этом этапе творчества художника, увязывая этот крупный и довольно почетный государственный заказ с исторической ситуацией того времени в регионе, анализирует некоторые из тех полотен, заменивших во время реставрации дворца утраченные фрески – ныне эти полотна хранятся в Государственном музее искусств Грузии. Они сравнительно недавно были представлены широкой публике после реставрации, проведенной специалистами Азербайджанского национального музея искусств. В статье также подробно рассматриваются некоторые из немногочисленных сохранившихся до наших дней станковых и декоративно-прикладных работ художника в различных техниках – прежде всего те, что хранятся в Азербайджанском национальном музее искусств, приводятся доказательства их новаторского характера, связывающего искусство каджарского периода с европейскими принципами искусства.