ОПЫТ ПОСТМОДЕРНИЗМА И УРОКИ КАЗАХСКОГО ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2023.03.12Ключевые слова:
искусство, живопись, орнамент, символизм, постмодернизмАннотация
В статье на примере творчества казахских художников 1960-90 гг., исследуется разнообразие интерпретаций знаковой системы традиционного национального орнамента в профессиональном изобразительном искусстве. Особое внимание уделено освоению живописцами формальных-структурных и колористических особенностей культурного феномена казахского орнамента. А именно принципов создания орнаментальных узоров, таких как композиционная организация, соотношения ритмов и пространства, семантика и символика, цветовые предпочтения и линеарные особенности. Выявлено органичное вплетение художественных приемов и пластических идей казахского орнамента в произведениях отечественных художников, их органичная связь с национальной культурой и ментальностью.
В качестве источников при написании статьи были использованы работы казахских художников, интерпретирующих опыт традиционного орнамента – С. Айтбаева и Т. Тогусбаева, А. Сыдыхана, Б. Бапишева, Г. Маданова, А. Есдаулетова, Г. Каржасова и др. В работе использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа произведений – раскрытие жанра, идеи и проблематики; иконографический метод, в основе которого лежит история орнамента как образа, изучение ключевых моментов орнаментальных сюжетов, а также метод герменевтического толкования художественных текстов