КОЛЫБЕЛЬ – ИСТОК ПРЕКРАСНОГО

Авторы

  • Сынару Алымкулова Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

DOI:

https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.06.13

Ключевые слова:

колыбель – «бешик», род, традиция, кыргызы, Умай-Эне, шимек, символ, обереги и амулеты, сакральность

Аннотация

Аннотация. В данной статье рассматриваются обычаи и обряды, связанные с укладываем младенца в колыбель, которая с древности по настоящее время играют огромную роль в укоренившихся традициях жизненного цикла человека. Колыбель воспринимается в сознании кочевника – кыргыза, как оберег ребенка, жилище в жилище, под покровительством Умай Эне, переходящего из лона матери в социальное и культурное пространство.

Исследователи колыбели-качалок «бешик» приходят к мнению, что у кочевых народов она не меняла своей формы с древности, а именно с гуннского времени. Обычаи и обряды кыргызского народа, связанные с рождением ребенка и укладыванием его в колыбель сопровождаются цепью праздничных событий. Так, рождение ребенка сопровождается радостной вестью, а принесший первым эту весть, как правило, получает «сүйүнчү» – вознаграждение за радостное известие; увидевшие ребенка дают вознаграждение родителям, бабушке с дедушкой и другим членам семьи «кɵрүмдүк».

В статье описаны одни из самых важных и торжественных событий в жизни новорожденного ребенка – обычай имянаречения, а также обряд укладывания с благопожеланиями в колыбельку-качалку – «бешикке салуу».

Биография автора

Сынару Алымкулова, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

Доктор исторических наук, этнолог, профессор кафедры истории Кыргызстана и этнологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, научный консультант Национального исторического музея Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек).

Опубликован

2024-06-30