ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ И ИХ РОЛЬ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2025.09.05Ключевые слова:
музей, визуальные стратегии, современные технологии, идентичность, метанарратив, визуальные исследования, национально-государственная парадигмаАннотация
Аннотация. Музей сегодня – это не просто хранилище артефактов, а целостное динамично развивающееся и постоянно меняющееся культурное пространство. В организации этого культурного пространства значимое место занимают визуальные стратегии (в частности, дизайн музейного пространства), которые на наш взгляд должны играть существенную роль в вопросах репрезентации национальной идентичности.
В настоящей статье авторы стремились раскрыть современные тенденции визуализации музейного пространства на примере ряда известных музеев и обосновать их роль в формировании культурной идентичности у многочисленных музейных посетителей.
Выяснено, что во многих музеях мира применяется ряд принципов проектирования дизайн-пространства, которые направлены на решение разнохарактерных задач. В первую очередь, эти задачи предполагают тщательное планирование музейного пространства с учетом потребностей аудитории, сочетающие захватывающие визуальные эффекты и глубокий, погружающий в атмосферу контент. Значимое место здесь занимает и такое понятие как «психология пространства», предполагающая не только создание комфортной среды, но и стремление организовать инклюзивные визуальные интерпретации контента, в данном случае репрезентирующие и разные стороны национальной идентичности. Кураторы и дизайнеры разных музеев мира стремятся разрабатывать мета- и микронарративы, которые делают контент глубоко содержательным и способствуют укреплению определенной национально-государственной парадигмы той или иной страны.