ТРАДИЦИИ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ, РОДАМИ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ОБЫЧАЯМИ ДРУГИХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ)

Авторы

  • Молдир Тынайкулова

DOI:

https://doi.org/10.59103/muzkz.2023.01.10

Аннотация

В работе использованы этнографические материалы, собранные по всей стране. На основе имеющихся материалов и были разделены казахская система обрядов, связанных с беременной женщиной, ее родами и воспитанием на три основных этапа: предродовые обряды; родовые обычаи; послеродовые обычаи. В ходе исследования выяснилось, что обычаи казахского народа связаны с обычаями соседних народов, в том числе тюркоязычных народов Сибири и Центральной Азии. При этом помимо возникновения этих обычаев, было проанализировано их семантическое значение. Анализ обычаев, связанных с беременной женщиной, приведенный в статье, позволяет выявить критерии, которые влияли и влияют на положение женщины в семье и обществе, повышают или понижают ее статус.Материалы и методы исследования. В этнографических исследованиях сведения о казахских обычаях, связанных с родами, крайне редки, поэтому материалы статьи основаны на личном опыте автора. Основные принципы исследования были дифференцированы с помощью сравнительно-исторического метода: обычаи изучались в зависимости от определенных признаков (время и место проведения обычая, состав и количество участников, основные действия обычая, предметы, используемые в обычае, смысл обычая), и на их основе определялись общие и особенные черты в исторической последовательности. Помимо этого использовался метод закономерности: рассмотреть обычай как основной компонент традиционного мировоззрения и системы форм жизни.В ходе работы также использовались наблюдения и общения, широко применяемые в мировых социологических и этнологических науках. Анализ традиций казахского народа, связанных с рождением детей, путем сравнения их с обычаями народов Сибири и Центральной Азии способствовал выделению их генетической и культурной общности. В дифференциации темы с новой точки зрения основными были разработанные на современном этапе принципы объективно-критического анализа и критического исследования. Использовались также проблемно-хронологический, сравнительно-исторический подходы. В частности, систематизация сравнительных данных послужила основой для определения взаимоотношений этнографической группы с этнически родственной группой и последствий ее влияния.

Биография автора

Молдир Тынайкулова

әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық университеті

Опубликован

2023-06-05