ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2024.05.01Ключевые слова:
Центральный государственный музей Республики Казахстан, Золотая Орда, археология, фонд, артефакты, коллекцияАннотация
В статье представлена история формирования археологической коллекции золотоордынского периода Центрального государственного музея Республики Казахстан (далее – ЦГМ РК). Археологическая коллекция складывалась в конце XIX – начале ХХ вв. из собраний Оренбургской ученой комиссии и Семиреченского областного музея. Дается краткий историографический обзор изучения археологических артефактов, отмечен значительный вклад в сборе коллекции того времени, таких известных исследователей как Ж-А. Кастанье, Н.Н. Пантусов и Ф.В. Поярков. За столетний период фонды музея пополнялись в результате работы археологических экспедиций, из «кладов», или случайно обнаруженных комплексов. Одна из крупнейших коллекций по истории Золотой Орды состоит из материалов городища Сарайчик: глазурованной и не глазурованной керамики – чаш, тарелок, тагор, амфоровидных сосудов и хумов. Кроме керамики в городе было найдено не менее четырех крупных кладов монет. Из случайных находок показаны уникальные артефакты: подставка под светильник из Жетысу, Талгарский клад из двух медных блюд и трех фарфоровых чаш, таз из городища Койлык, Чираг из городища Илибалык, и фрагменты шелковой одежды из погребения у поселка Шенгельды, а также материалы археологической экспедиции ЦГМ РК, курган №7 Могильника Актерек (Алматинская область).
Материал и методы исследования. Материалом исследования послужила археологическая коллекция золотоордынского периода из фондов ЦГМ РК. Исследование проведено на основе анализа коллекционных описей отдела археологии, актов приемки и книги поступления ЦГМ РК.
Методика исследования базируется на научных подходах и принципах, были применены: логический, системный, комплексный, сравнительно-исторический и ретроспективный, предполагающий теоретическое изучение процесса музеефикации артефактов. Работа опирается на комплексный подход к объекту изучения. Применен сравнительно-типологический метод для анализа основных категорий археологического материала. При установлении взаимосвязи предметов применены методы классификации и систематизации. Для систематического описания же артефактов применен формально-типологический метод исследования иконографии изображений, дополненный стилистическим анализом. При помощи сравнительного метода выявлены общие и особенные черты артефактов. Для выявления историко-археологических связей использовался историко-сравнительный метод. Хронологическая атрибуция коллекций осуществлялась с помощью относительной и абсолютной датировки.