ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КЕРАМИКЕ РИШТАНА (УЗБЕКИСТАН). НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ФОНДЫ ГМЗ «ЦАРИЦЫНО»
DOI:
https://doi.org/10.59103/muzkz.2025.11.02Ключевые слова:
Риштан, керамика, гончарный промысел, авторская керамика, традиционное искусство, Назиров, Камилов, саршуяк, сосуд-урдакАннотация
История риштанского гончарного промысла насчитывает не менее восьми веков. В конце XIX – начале ХХ века произошли качественные изменения, связанные с развитием технологии, появлением новых материалов; сокращением рынков сбыта. В годы Советской власти промысел пережил несколько реорганизаций, число мастеров сократилось. Однако традиционное гончарное ремесло, для которого свойственен потомственный характер, сохранилось. Опытные мастера передавали молодым секреты технологии и декорирования, обучали навыкам работы. Новые радикальные изменения произошли в конце ХХ века. Выросло поколение мастеров, которые разрабатывают новые формы изделий и новые способы декора; они пытаются найти свой путь в искусстве. В этих условиях традиционное народное искусство уступает место авторскому, хотя традиции остаются «фундаментом» для вдохновения современных мастеров.
Изучение современного состояния гончарного промысла является актуальной задачей для исследователей декоративно-прикладного искусства, необходимой для понимания современного художественного процесса, выявления его основных тенденций. Важной задачей также является пополнение музейных фондов современными работами. В статье рассказывается о двух самых известных риштанских мастерах – Алишере Назирове и Исмаиле Камилове, в творчестве которых органично соединяются обе стороны: верность традиции и индивидуальные, авторские черты. Приобретенные музеем работы являются эталонными для данных мастеров, в полной мере воплощающими их стилевые особенности.
 
						 
							



